Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Рецензии

Рецензия на фильм «Приходит дракон»

Запутанное хитросплетение метафор и символов, упакованное в оболочку детективного расследования, рассказывающее о культуре Ирана лучше и краше любой Википедии

Добавить в закладки
Остров проклятых

Трейлер

Мани Хагиги – иранский кинорежиссер, которому в руки попадает таинственная коробка с удивительным содержимым, оставленным исчезнувшим бесследно звукооператором. Пленки, фотографии, осколки кости, бессвязные записи – все это пробуждает в кинематографисте интерес к загадочным событиям, произошедшим на кладбище острова Кешм, где в 1965 году покончил с собой политзаключенный, а расследование этого дела обернулось государственной тайной и гибелью нескольких человек. Крупица за крупицей режиссер и его команда просеивают крохи информации и загадки острова, но вместо того, чтобы понять произошедшее, лишь еще глубже погружаются в пучину иррациональных страхов, таинственных манипуляций и легенд о драконе, покоящемся в земле.

Кадр из фильма "Приходит дракон"

По просьбе режиссера композитор Кристоф Резаэй ознакомился с несколькими альбомами американской группы Nine Inch Nails, причем Хагиги заставил его слушать музыку на максимальной громкости. Итогом стал звуковой ряд картины, сочетающий электронику, металл и традиционные иранские мелодии

XXI век в какой-то мере можно назвать веком иранского кино – едва ли не каждая картина, сумевшая просочиться через сито цензуры Тегерана, таинственным образом пересекшая границу и добравшаяся до отборщиков кинофестивалей, оказывается действительно стоящим зрелищем. «Страна происхождения: Иран» – это своего рода «знак качества», маяк для любителей нетривиального, изобретательного, многопланового кино, и «Приходит дракон» не является исключением из этого правила. Скорее наоборот, картина Хагиги – это квинтэссенция всего того, на чем вырос иранский кинематограф, пропитанная атмосферой этой страны губка, удивительный концентрат жанров, стилей и сюжетных трюков.

Кадр из фильма "Приходит дракон"

Практически до самого окончания съемок картина носила название «Выход дракона», как своеобразную дань памяти Брюсу Ли, однако в финале Мани Хагиги решил изменить афишу, дабы не вступать в борьбу с наследниками Ли и не теряться в интернет-выдачах поисковиков

Прежде всего, стоит отметить, что открывающий просмотр титр «Основано на реальных событиях» – это лукавство. Сам сценарист и режиссер указывает, что в основу истории положены всего-навсего его личные воспоминания о чьем-то рассказе про помешавшегося звукооператора, провалившегося в расщелину пещеры и якобы повстречавшего там дракона, научившего его за два дня немецкому языку. Нет никаких документальных подтверждений этому феномену, да и режиссер знает об этом случае только через десятые руки – но история, согласитесь, красочная, нужно только обернуть ее в достойную упаковку.

Кадр из фильма "Приходит дракон"

Однако в случае с «Приходит дракон» упаковка – это как раз самое интересное, ведь автор погружает зрителя не в банальную легенду, а в целый сад самых разных аспектов истории – тут и детективное расследование, и мокьюментари-поиски артефактов, в фильме легенды смешиваются с былью, действия полиции перемежаются шаманскими обрядами, новенький автомобиль контрастирует с выброшенным на берег сгнившим паромом. На ум приходят сравнения с метафорическими лентами Дэвида Линча и Терренса Малика, но есть тут что-то и от первого сезона «Настоящего детектива» – герои любят пофилософствовать и перетрясти мировоззрение зрителя.

Кадр из фильма "Приходит дракон"

Увлеченному просмотру этого фильма-загадки немало способствуют мощнейшие актерские работы и нестандартные кастинговые ходы. К примеру, трех исследователей таинственной смерти на кладбище играют непрофессиональные актеры: кто-то в кино пришел из спорта, кто-то – из фото, а кто-то и вовсе раньше декламировал свои стихи публике на площадях. Да и внутри фильма есть любопытный ход – ведущего допрос героев детектива играет он сам, но уже постаревший на полсотни лет, якобы найденный документалистами в процессе разгадки тайны острова Кешм. Эти хитросплетения с агентами разведки, с усыновленными детьми, непременной несчастной любовью и заговорами превращают картину в непрерывный непредсказуемый калейдоскоп.

Разумеется, подобное кино не рассчитано на массового зрителя. Вы не увидите спецэффектов с драконами а-ля «Игра престолов», не будет в картине перестрелок и погонь, как в «Форсаже», да и явных хоррор-намеков, как в «Девушке, идущей ночью домой в одиночестве», вы тоже не усмотрите. «Приходит дракон» – это скорее набросок, полотно для зрителя, которому предлагается самостоятельно обрисовать контуры понятных ему смыслов. В картине можно усмотреть десятки метафор – хотите на иранское общество 60-х, а хотите – на современный быт. Видите аллюзии на бесконечный и безуспешный поиск правды? Браво вам. Углядываете вечный персидский страх перед землетрясениями? Не без этого. Такой «кубик Рубика» крутить можно долго и всегда находить удивительные новые грани. И именно в этом прелесть иранского кино – оно продолжает удивлять и даже шокировать. На радость уставшим от блокбастеров и ремейков.

С 2 июня в кино.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?