Простая, но при этом необыкновенно красивая анимационная картина о слиянии человека с природой достойна стоять в одном ряду как с шедеврами студии Ghibli, так и с кассовыми хитами Disney/Pixar
Безымянный мужчина, обессилевший в битве со штормом, выброшен волной на берег небольшого тропического острова. Первые отчаяние и страх преодолены, мужчина начинает обживать скромный клочок суши и даже подумывает о скором отплытии на большую землю. Однако несколько его попыток выйти в море на самодельном плотике заканчиваются провалом – огромная красная черепаха не дает робинзону покинуть остров. Однажды мужчина обнаруживает свою обидчицу черепаху выброшенной на берег, теперь ему нужно всего лишь дождаться гибели хозяйки острова, и можно спокойно покидать временную обитель, но под мощным панцирем морской обитательницы внезапно обнаруживается прекрасная девушка с пышной копной рыжих волос. Теперь жизнь на острове обретает для мужчины больший смысл, чем вне его.
В современном мире нередко случается так, что рассказ о создании какой-то картины оказывается много интереснее самого фильма. Борьба за права на экранизацию, подбор актеров и смена постановщика, трагедии на съемочных площадках и протесты против демонстрации ленты в кинотеатрах – порой вокруг весьма посредственного зрелища закручиваются реальные детективные сюжеты и самые настоящие триллеры. «Красная черепаха», совместный франко-бельгийско-японский анимационный проект, – тот случай, когда история создания картины по красоте и глубине не уступает самой ленте. Гармоничное сочетание вложенного труда и достигнутого результата, внешней красоты и внутреннего содержания, сотрудничества двух континентов и двух разных культур.
В рассказе о «Красной черепахе» невозможно избежать нескольких важных этапов создания картины и фактов, сопровождавших появление фильма, все-таки 9 лет – срок весьма внушительный даже по кинематографическим меркам, вместить в себя эти годы могут многое. «Красная черепаха» – первый фильм, который создан при поддержке знаменитой анимационной студии Ghibli за пределами Японии, впервые лента этого бренда производилась «без присмотра» Хаяо Миядзаки, хотя и с его «благословления», у руля проекта встал человек, ранее полнометражных мультфильмов не делавший. Но смелость берет города, эксперимент не только не провалился, но и вполне очевидно оказался достоин места рядом с «Принцессой Мононоке» и «Моим соседом Тоторо».
В то же время «Красную черепаху» с классическими лентами Ghibli разделяет пропасть ничуть не меньшая, чем лежит между азиатской анимацией и продукцией Pixar. Лента бельгийца Михаэля Дюдюка де Вита не содержит диалогов, его рисунки лаконичны при всем богатстве красок, а число персонажей сведено к минимуму. В фильме нет мистических, религиозных или фольклорных слоев, за исключением редких красочных снов или галлюцинаций героя. В конце концов даже само изображение героев в «Черепахе» совершенно индивидуальное: рисунок подкупает простотой и живостью, той, которой в Голливуде добиваются тысячами часов компьютерного рендеринга.
Что до сюжета, то он прост и безграничен до неприличия. Конечно, на поверхности здесь лежит противостояние человека и природы, которое неизбежно должно закончиться гармоничным сосуществованием и даже любовью. Но это лишь самая вершина острова, ищущий зритель найдет в картине десятки различных поводов посмотреть на приключения героя под разными углами, каждый отыщет детали, которые тронут его больше остальных, у всех будет возможность подискутировать о финале ленты. «Красная черепаха» – это действительно большая, взрослая анимация, тонкими штрихами карандаша взрезающая толстую кожу даже самого скептически настроенного зрителя и проникающая глубоко в душу.
Технически лента произведена на уровне выше всяких похвал. Фотографически насыщенные пейзажи и грациозные движения черепах сочетаются в картине с яростью штормов и карикатурностью мелких крабов, неизменно сопровождающих главного героя. Трогательная музыка переполнена звуками природы, едва различимыми криками чаек и даже человеческой речью. Отсутствие же диалогов делает картинку лишь более выразительной и универсальной для зрителей самых разных поколений.
Конечно, как и любой другой фильм, рассчитанный на эмоции, а не на холодный рассудок и твердый расчет, «Красная черепаха» несовершенна. В ней много личного, чего-то неуловимо человеческого, требующего определенной гибкости воображения и способности сопереживать чужим проблемам. В современном мире это тоже стало дефицитом, как и рисованные картины, способные отнять приз «Особый взгляд» в Каннах у куда более прагматичных конкурентов. Путешествие Ghibli за пределы острова началось блестяще, важно не упустить волшебный настрой миров Миядзаки и не растранжирить таланты, как это часто случается по другую сторону океана.
С 16 февраля в кино.