Технически "Восточный парк" отрывается от корней и делает мульт наподобие сетевых флэшек. Изображение напоминает Масяню, уголовно наказуемые ролики с Лукашенкой и Вовочку той поры, когда он показывал, кого именно мочить в сортире. Все персонажи - плоскостные, однако срисованы с настоящих венгерских артистов, которые перед компьютером посуетились лицом и обеспечили богатство мимики и жеста.
Венгерский прорыв вроде нашего "Бумера" (2003) оказался мультипликационным, стоил 78 млн. форинтов и, в отличие от нас, получил тьму призов на международных фестивалях. Хотя на украинском КРОКе "Восточный парк" /Nyocker!/ (2004) Арона Гаудера премировали явно за фразу "А у меня украинцы в друзьях", означающую связь героя с крутейшей мафией Будапешта, что сразу делает Малороссию больше, все равно венгры пошли совсем не тем путем, что Князь Владимир и Змей Горыныч.
Даже технически "Восточный парк" отрывается от корней и делает мульт наподобие сетевых флэшек. Изображение напоминает Масяню, уголовно наказуемые ролики с Лукашенкой и Вовочку той поры, когда он показывал, кого именно мочить в сортире. Все персонажи – плоскостные, однако срисованы с настоящих венгерских артистов, которые перед компьютером посуетились лицом и обеспечили богатство мимики и жеста. Плохо тут только то, что мы этих артистов не знаем, поэтому не смешно. В своей стране, можно представить, как народ ликовал. Зато мы знаем Бен Ладена, Иоанна-Павла II, Буша, Вовочку, Блэра, Миттерана и Шварценеггера. Когда Шварц чуть ли не ботинком бил по столу в ООН, смешно было многим и в нашем кинозале. Кроме того, венгры здорово разобрались с самим пространством Будапешта. Анти-диснееский рисунок заставил все изобретать по новой, и кто бы теперь ни делал мульт о городе с вида сверху, как общего, так и сюжетно-поквартально, это будет уже подражание. Даже если не смеяться, "Восточный парк" все время интересно рассматривать.
Сюжетец рэперский, мульт так и рекламируется – "приключенческий рэп", хотя было бы точнее назвать его "эпическим". Команда старшеклассников в 8-м районе Будапешта типа нашего Солнцева тоскует на уроках, в то время как их родители отстегивают ментам, чтобы те не мозолили глаза сутенерам и наркодилерам. Вместо формулы "деньги-товар-деньги штрих" прекрасно работает "деньги-деньги штрих-бабы". Все счастливы тем, что пьют, жрут грибы, занимаются наперсточничеством и до могилы ходят к проституткам, но денег не хватает. К тому же родители составляют два враждующих клана цыганских и деревенских, и это мешает детям. У нынешних Риччи и Юлики завязывается роман с классическим балконом, однако им денег на сексшоп не хватает еще больше. В общем, враждующие дети сумели быстро договориться на предмет срочно разбогатеть, и один из ботаников в классе придумал машину времени. Детишки отправились на миллиард лет назад, нашли мамонтов, перебили их в нужном месте, законсервировали и возвратились в родную школу, чтобы теперь всего лишь в нужном месте пробурить секретную скважину, из которой польется нефть, за миллиард лет возникшая из мамонтовых останков. Сообразительные детишки. Дальше начинается планетарный нефтяной кризис в связи с 8-м районом Будапешта, нарушившим баланс сил мира во всем мире несанкционированными продажами осветленного черного золота.
Весь этот бред заточен, разумеется, на то, что ныне движет солнце и светила – на махинации ОПЕК, ООН, НАТО, Евросообщества и всеми нами любимых до боли Соединенных Штатов Америки. Весь этот бред – не только венгерский, а общетинэйджерский взгляд на картину мира чистогана с единственным нюансом: тинэйджеры числят себя "Третьим миром", как когда-то Бастилию брало "третье сословие". Но "Восточный парк" предупреждает, что шутить с Третьим миром опасно, что шутить будет только он сам, пока не надоест. В Париже уже надоело, но там пока еще рано, потому что они таких мультов не снимают. Где тексты песен – круче Шнура, степень цинизма круче Иранской войны, а нашествие лесбиянок круче Московского гей-фестиваля. Фильм действительно очень причудливо соединил мотивы Кустурицы как такового, Джека Блэка в "Школе рока" /School of Rock, The/ (2003), "Космический дозор. Эпизод 1" /(T)Raumschiff Surprise - Periode 1/ (2004) и даже "Вестсайдской истории" /West Side Story/ (1961) в рисованной мультипликации. Плюс добавил к рыцарям и варварам, доисторическим цыганам и продвинутым школьникам собственные находки в рэп-изображении космоса.
Пенсионерам, конечно же, не смотреть, в кризисе среднего возраста тоже лучше не соваться – "Восточный парк" не лечит, а заводит, – адекватной тинэйджерской аудитории обратить внимание на то, что при всей интересности сюжет все-таки предсказуем.
Чтобы ваша революция свершилась, вам мало слушать ее музыку и видеть ее начало. Нужен конец посильнее, чем "Фауст" Гете. Больше света.