Завершился юбилейный 75-й Венецианский кинофестиваль, главным триумфатором которого стал лаконичный черно-белый фильм Альфонсо Куарона «Рома», частично основанный на детстве режиссера
История одного изнасилования и одного убийства с четырех разных точек зрения – кто говорит правду, а кто лжет? Сейчас уже безусловная классика и золотой слиток обширной сокровищницы мирового кинематографа, а тогда – один из первых фильмов послевоенной Японии, признанный на Западе. «Расемон» вышел аккурат в середине века и уже тогда показал, что кино может быть сразу поэтичным, по-детективному запутанным и культурно значимым.
Величественная и холодная скандинавская трагедия о деревенской семье, в которой вроде как безумный сын возомнил себя реинкарнацией Иисуса Христа. Наверное, один из важнейших фильмов в истории, без которого мировой кинематограф был бы более пустым, а творчество Андрея Тарковского – попросту другим. «Слово» Карла Теодора Дрейера умудряется даже спустя 60 с небольшим лет сначала завораживать и немного усыплять размеренным сельским бытом, чтобы в финале вызвать потрясение, которое раз и навсегда перевернет отношение к кинематографу.
Запутанный фильм-обманка о мужчине и женщине, которые пообещали друг другу встретиться в отеле ровно через год. Мужчина об этом помнит, а женщина наотрез отказывается верить, что они вообще когда-либо встречались. «В прошлом году в Мариенбаде» – это радикальная попытка переосмыслить кино как медиум, нарушая все привычные правила и создавая собственные. Выйди фильм сейчас, он бы точно совершил революцию в индустрии – страшно представить, что произошло со зрителями в далеком 1961 году.
Дебютный фильм великого Андрея Тарковского родился в огромной спешке: молодому режиссеру доверили переснять в короткие сроки и с большой экономией практически законченный фильм «Иван» Эдуарда Абалова про мальчика-сироту, ставшего разведчиком. В руках Тарковского довольно стандартная история малолетнего героя превратилась в поэтичный рассказ о потерянном детстве, снах, воспоминаниях и личной войне.
Обычная домохозяйка Северина, устав сдерживать свои мазохистские фантазии, устраивается работать в бордель. Там она исполняет любые желания под экстравагантным именем «Дневная красавица», но двойная жизнь начинает трещать по швам, когда в нее влюбляется один из клиентов. Трудно подобрать слова, которые хоть как-то смогут рассказать подробнее об этом фильме, – пусть будет выдуманный жанр «сюрреалистический эротический триллер».
Первая часть французской трилогии поляка Кшиштофа Кесьлевского по цветам французского флага: синий, белый и красный символизируют известный девиз «Свобода, равенство, братство». Правда, у Кесьлевского эти высокие понятия обретают собственный смысл. В этом фильме свобода – скорее нечто противоречивое, а не однозначно положительное. Молодая женщина теряет маленькую дочь и мужа во время автокатастрофы – теперь ей предстоит обрести эту самую свободу, но что это значит: преодолеть страшную трагедию, забыть прошлое или начать новую жизнь?
Еще один дебютный фильм от Андрея, и снова победа – кроме того, первый российский фильм, который был удостоен «Золотого льва» (вторым и пока что последним стал «Фауст» Александра Сокурова). «Возвращение» – это абстрактная история вне времени о том, как после 12 лет в жизнь двух братьев возвращается отец. Это практически библейское по размаху возвращение влечет за собой настоящее путешествие, в котором отец превратит детей в «настоящих мужчин».
Трагичная история двух ковбоев, которые влюбляются друг в друга и проводят вместе одно счастливое лето. Несмотря на то что эта страсть навсегда меняет их жизни, ковбои понимают, что роман должен когда-то завершиться. «Первый в истории гей-вестерн» в свое время был встречен волной гомофобии со стороны консервативных членов академии, апогеем которой стало абсурдное выражение: «Если бы Джон Уэйн был жив, он бы в гробу перевернулся». Эти настроения хоть и стоили фильму заслуженной премии «Оскар», но точно не повлияли на искреннюю зрительскую любовь, которую из-за нарицательного названия картины зачастую боятся показать русскоязычные любители хорошего кино.
Присоединяйтесь к нашему каналу в Телеграм, чтобы ничего не пропустить!