К выходу фильма «Майор Гром: Чумной доктор» вспоминаем о том, как жанр супергероики пытался прижиться в российском кино. Путь его был тернист, и по дороге не обошлось без Сарика Андреасяна, зато будущее кинокомиксов ждёт, кажется, светлое.
Первой российской супергероикой принято считать «Чёрную молнию», но это ошибочное мнение. На самом деле жанр в России, вероятно, открыл «Меченосец» — мрачный боевик Филиппа Янковского (сына Олега Янковского) о парне, у которого из руки вырастает металлическое лезвие. Фильм пытался сыграть на популярности «Ночного дозора» — который показал, что в России можно делать крутое экшен-кино, — но ему сильно не хватает бекмамбетовского чувства стиля и жанровой пластики. Неудивительно, что сейчас о картине никто не помнит: смотреть её интересно разве что с исследовательской целью, в качестве такого слепка эпохи.
Ещё одна отечественная супергероика, о которой сегодня мало кто вспомнит. «Индиго» — по сути, российские «Люди Икс», фильм о ребятах, которые обнаружили в себе уникальные сверхспособности и вынуждены скрываться от общества — ведь то наверняка не примет их инаковость. Вот только если оригинальные X-Men были актуальной метафорой расизма в США, то здесь связь с реальностью утеряна. «Индиго» — попросту симулякр, до жути банальное и плохо сделанное кино о «не таких, как все», блеклая и по всем фронтам неудачная попытка сделать «как там».
Фильм, с которого принято (как мы уже поняли, не совсем справедливо) отсчитывать историю супергероики в России. По меркам отечественной индустрии тех лет «Чёрная молния» сделана как минимум нестыдно с технической точки зрения. Но вот сценарно эта история о простом московском парне, вдруг получившем от отца летающую супер-«Волгу», довольно безыдейно копирует «Человека-паука» Сэма Рейми — вплоть до сюжетных поворотов и морали о том, что с большой силой, дескать, приходит большая ответственность. По крайней мере, авторы знали, кем вдохновляться: жалко только, что на собственные идеи их дальше концепта не хватило.
Один большой плюс «СуперБобровых» в том, что их авторы не пытались сделать «ответ» чему-либо, как многие их коллеги. Это нестройное, да, и едва ли однозначно хорошее, зато самобытное супергеройское кино о простой российской семье, вдруг получившей сверхспособности (правда, они работают, только когда все домочадцы находятся вместе). Создатели «СуперБобровых» любопытно совместили кинокомиксный сюжет с жанром и эстетикой отечественной семейной комедии. Жаль только, что все классные находки из первой части потерялись в неубедительном сиквеле.
Одиозный режиссёр Сарик Андреасян в какой-то момент решил сделать резкий творческий поворот от пошлых комедий к масштабным блокбастерам. «Защитники» — его ответ марвеловским «Мстителям», который никто, в общем, не спрашивал, но на который выделили немалые по меркам российского кино бюджеты. Результат известный: если фильм на что и похож, то явно не на голливудские тентполы, а на продукцию Болливуда минус зажигательные танцы и заразительная экспрессия. «Защитники» — технически и нарративно отсталое кино, в котором можно найти разве что один явный плюс. По крайней мере, оно смешнее, чем комедии Сарика Андреасяна.
Короткометражка студии Bubble, снятая аж за 4 года до полного метра и очевидно созданная как некий proof of concept, индикатор того, насколько интересен киноаудитории персонаж. Как оказалось, очень даже: о фильме многие писали как о первой реально дельной попытке сделать российский кинокомикс и были, конечно, правы. Это действительно талантливо сделанное кино — забавное и с изобретательным экшеном. Конечно, не очень собранное с точки зрения сценария, но это не критично: «Майор Гром» сейчас воспринимается скорее не как полноценная работа, а как большой тизер к «Чумному доктору».
Наконец, с «Чумным доктором» супергероика окончательно нашла своё место в пространстве российского кино. У Bubble получился смешной и увлекательный экшен, где оригинальные находки классно сочетаются с приёмами, которые подглядели у Гая Ричи и, кажется, Кристофера Нолана. С точки зрения жанра новый «Майор Гром» сделан почти что идеально — даже злодея тут в кои-то веки наградили понятной и, можно сказать, благородной мотивацией. Единственная серьёзная проблема фильма в том, что иногда дистанцирование от реальности играет с авторами злую шутку: многим «Чумной доктор» может показаться весьма сомнительным с идеологической и политической точки зрения.