«Маленькие женщины» красноречивее автобиографий рассказывают о жизни своей создательницы Луизы Мэй Олкотт. Сестер Марч она писала со своей семьи, смутьянку Джо — с себя: они так же жили, любили и взрослели в Конкорде штате Массачусетс во время Гражданской войны. В своей экранизации романа Грета Гервиг окончательно стирает все различия между автором и героиней, расставляя точки в эпилоге, где правда, а где проза. Порой авторам и правда удается под маской вымысла выдавать себя за литературных персонажей. Судьбы маленьких женщин в большом искусстве складывались по-разному: тому пример 10 фильмов о том, что стоит за книжными страницами — большая любовь, большие потрясения и неизменно большой талант.
Как и в случае с Луизой Мэй Олкотт, главным камнем преткновения творчества и реальной жизни у Джейн Остин было замужество. Она сама никогда не состояла в браке и с гордостью носила звание старой девы, тогда как ее героини находили счастливый финал в союзе с достойными мужчинами. Фильм о Джейн Остин едва ли претендует на документальность, скорее превращается в еще один недописанный роман по мотивам жизни писательницы. В вихре балов, игр в крикет и житейских бед угадываются персонажи и мизансцены из ее сочинений — «Мэнсфилд-парка», «Чувства и чувствительности» и, конечно, «Гордости и предубеждения». Томас Лефрой, в которого влюблена Джейн на экране, и правда впечатлил писательницу в жизни (она упоминала его в письмах), но вылилась ли мимолетная симпатия в роман, остается лишь гадать. Возможно, факты биографии излишне романтизированы и приукрашены авторами фильма, но ими бережно воспета атмосфера и настроение ее романов, ставших классикой. А перед магией дуэта Энн Хэтэуэй и Джеймса МакЭвоя и вовсе невозможно устоять.
В причудливом, но все же гармоничном альянсе существуют героини фильма: живущие в разных календарных датах женщины объединены общим на троих несчастьем. В 1923 году Вирджиния Вульф, поглощаемая мыслями о суициде, начинает писать «Миссис Дэллоувей», в 1951-м Лора Браун читает ее книгу, пытаясь найти причины жить среди гробовой рутины пригорода, в 2001-м Кларисса Вон носит прозвище в честь главной героини и готовит светское мероприятие для бывшего любовника. Три зарифмованные в цикл обыденности жизни доказывают, как порой писательница становится не только голосом своего поколения, но и оратором вне времени и контекста. Фильм Стивена Долдри, поставленный по одноименному роману Майкла Каннингема, получил 9 номинаций на «Оскар», в том числе за лучший фильм и режиссуру, но статуэтку из всего актерского состава (Мэрил Стрип, Джулиана Мур, Эд Харрис) унесла лишь Николь Кидман за роль Вирджинии. Успешный компромисс: актриса не раз жаловалась на накладной нос, приклеенный гримерами для сходства с прототипом.
Уговорить Памелу Трэверс — такую миссию взял на себя Уолт Дисней. Поначалу кажется, что она невыполнима — Трэверс ни в какую не хочет уступать права на Мэри Поппинс: Леди Совершенство не может стать танцующей мультяшкой! Но для Диснея нет невозможного, раз уж он дал обещание дочерям, что Мэри Поппинс воскреснет на экране. Так начинается дуэль двух сказочников и состязание в актерском мастерстве: Эмма Томпсон и Том Хэнкс не могут уступить друг другу, как и их герои. Окажется, что за самой строгой и доброй няней на планете спрятана история из детства Трэверс: Мэри Поппинс пришла отнюдь не к детям, она должна спасти их папу — мистера Бэнкса. Фильм Ли Хэнкока решительный и трогательный, личный и народный, как и литературная героиня, ставшая ядром конфликта. «Спасти мистера Бэнкса» лишний раз доказывает, что за каждой сказкой стоит быль, которая, как правило, горестнее вымысла.
Весной в прокат выходит уже вторая часть шкодливых приключений кролика Питера. Этот ушастый хулиган, утка Джемайма Кряк, тритон Исаак Ньютон и целый зоопарк других зверей однажды вылетелы из-под пера Беатрис Поттер. Еще девочкой она искала дружбы с собственными иллюстрациями, и в фильме время от времени зверушки и правда оживают на листах бумаги, чтобы пошептаться со своей родительницей. Беатрис (Рене Зеллвегер) было уже за 30, когда издатель мистер Уорн (Юэн МакГрегор) взялся за первую публикацию «Сказки о кролике Питере», по следам которой к ней пришел успех. Несмотря на чарующую и волшебную интонацию режиссера Криса Нунена, Беатрис вела почти отшельническую жизнь под строгим надзором своей матери. Скромная женщина с большим сердцем и проблемами с коммуникацией сумела противостоять своей среде и завести с дружбу с кем- то кроме оживающих рисунков.
Ни Пеппи, ни Карлсона, ни Роньи, ни Мио в этом фильме нет, как и знакомой нам Линдгрен: на экране совсем еще юная Астрид Эрикссон, впереди у которой, увы, совсем не волшебные приключения. Провинциальная юность заканчивается слишком быстро, и на смену дискотекам в сельском клубе приходит нежданная беременность. Несмотря на обстоятельства, среди которых одно тяжелее другого, Астрид находит в себе силы не сдаться и стать и стенографисткой, и мамой, и женой, и только потом писательницей. Львиная доля обаяния этой невеселой истории принадлежит артистке Альбе Аугуст, неподдельная органика которой занимает диапазон от девочки с двумя косичками до взрослой женщины, не зависимой ни от кого.
Быстро или даже скоропостижно повзрослев сама, Астрид продлила детство, посвятив свою жизнь детям и детской литературе.
Люби меня по-французски: экзистенциальный и страстный роман Жан-Поля Сартра и Симоны де Бовуар начался еще в стенах Сорбонны и одновременно вдохновлял и возмущал современников. Она высокая, статная и независимая, он неказистый, но увлеченный повеса: их чувства не могли вписаться ни в один канон. Вовне их отношения назвали гражданским браком, сами же они подписали «Манифест любви»: никогда не были женаты, по очереди поддавались мимолетным увлечениям, но всегда возвращались друг к другу, бок о бок писали, публиковались и погружались в философские дискуссии. Симона де Бовуар стала крестной матерью феминистского движения, но не скрывала, что многим обязана Сартру. «Любовники Кафе Де Флор» — фильм с французским обаянием, упражнениями в остроумии и собственной философией любви.
Писательница Ли Израэль на грани отчаяния: ее душат долги, из близких в окружении только кошка, а литературный агент не видит потенциала в ее набросках. Случай толкает Израэль на скользкий путь мошенницы — она подделывает письма знаменитостей и продает их коллекционерам. Особенно ей удается Дороти Паркер — едкая на словцо еврейка, которая своими афоризмами походит на Раневскую. Рано или поздно обман раскроется, а за преступлением последует наказание. Но мораль нарочно не придумаешь: книга, написанная писательницей о себе и о своих подделках, станет хитом, легшим в основу сценария фильма. Так авторка, занимающаяся чужими биографиями, станет знаменитой благодаря своей, найдя свой голос в репликах предшественников. Измученную брюзгу Израэль, уйдя от своего привычного амплуа комедийной актрисы, сыграла Мелисса МакКарти, за что и получила не только номинацию на «Оскар», но и «Золотую малину» за восстановление репутации.
В этом году выходит еще один фильм-мемуары Марсель Хеллер — «Прекрасный день по соседству» о любимом американцами ведущем детской телепередачи.
Серии «Великолепная пятерка», «Пять юных сыщиков и верный пес» и еще более 700 книг детской и юношеской литературы написала Энид Блайтон. Обожаемая детьми по всему миру, она сама так и осталась ребенком — импульсивным, капризным, обидчивым и даже порой жестоким к своим близким. Эскапизм и постоянное желание удрать в мир собственных фантазий стали воображаемой стеной, отделявшей писательницу от прозы жизни. Хелена Бонем Картер воплотила на экране образ женщины противоречивой и тщеславной, ключом к которой стало сострадание, а не осуждение. Фильм Хоуза — история о том, как можно стать матерью для детей по всему миру, так и не найдя общего языка со своими собственными.
Симони-Габриэль Колетт, или просто Колетт, с 1896 года начала писать серию книг о своем альтер эго Клодине: «Клодина в школе», «Клодина в Париже», «Клодина замужем» и др. Первые публикации истории взросления юной француженки, которые покорили публику, вышли под псевдонимом Вилли, принадлежавшем мужу Колетт Анри Готье-Виллару. Устав быть литературным рабом на галерах своего брака, Колетт встала на путь эмансипации: искала в себе автора, сценическую актрису и женщину, раскрывая свою сексуальность в однополых романах. Образ французской романистки на себя примерила Кира Найтли: роль пусть так и не оправдала оскароносных ожиданий, но стала заметной в фильмографии актрисы, которой не впервой оказываться в декорациях костюмной драмы.
В отличие от книги Мэри Шелли, ее жизнь, показанная на экране, больше похожа на любовный роман, чем на готический. Сюжет, легший в основу прозы «Франкенштейн, или Современный Прометей», пришел в голову совсем еще юному созданию (ей не было и двадцати) во время пребывания на Женевском озере в компании Джорджа Байрона, Джона Полидори и других. Если верить фильму, Мэри изнутри сжирали совсем другие монстры: одиночество, неустроенность и запретная любовь. Пусть она и родилась в семье прогрессивных вольнодумцев, но ее собственный радикализм отец не оценил. В 16 лет она сошлась с поэтом Перси Шелли, который был на тот момент еще женат, сбежала с ним и как писательница пребывала в тени возлюбленного (первая публикация ее романа вышла без авторства). Главная заслуга фильма — всегда волшебная Эль Фаннинг, которой так к лицу туманы Англии, побег в карете и платья в пол.