С 11 мая в российских кинотеатрах можно посмотреть криминальную комедию Кэтрин Хардвик «Мама мафия» с оскаровской номинанткой Тони Коллетт в главной роли. Вспоминаем творческий путь Коллетт и рассказываем о самых запоминающихся работах актрисы.
Актерский талант Тони Коллетт начал проявляться еще в детстве, когда она, будучи одиннадцатилетней школьницей, решила от скуки изобразить приступ аппендицита. Ее игра была настолько реалистичной, что доктора приняли решение удалить девочке аппендикс, несмотря на то что все анализы были в норме. Возможно, именно тогда Тони поняла, что свяжет свою жизнь со сценой — после 16-ого дня рождения девочка бросила школу и с одобрения родителей посвятила себя Австралийскому театру для молодежи.
Кинематографическим дебютом Коллетт стала небольшая роль в полнометражном фильме «Специалист по эффективности», где ее партнерами по съемочной площадке были Рассел Кроу и Энтони Хопкинс. Картина рассказывает о маленькой австралийской фабрике по производству мокасин, сотрудники которой привыкли не следить за временем и перемещаться по цеху исключительно в домашних тапочках. Их ритм жизни оказывается нарушен внезапным появлением нового сотрудника — специалиста по повышению эффективности предприятий Эррола Уоллеса (Энтони Хопкинс). Ему поручено исследовать работу фабрики и увеличить прибыль путем перераспределения обязанностей. Сотрудникам не нравятся нововведения Уоллеса, а вскоре и он сам начинает чувствовать, что разрушает то, что необходимо сохранить.
Первым карьерным прорывом для Коллетт стала главная роль в комедии Пи Джей Хогана «Свадьба Мюриэл». Игра 22-летней Коллетт была отмечена главной австралийской кинонаградой — премией Института кино, — а сам фильм был назван лучшей картиной 1994 года. За роль Мюриэл Коллетт получила номинацию на «Золотой глобус» в категории «лучшая женская роль (комедия или мюзикл)».
Фильм Хогана рассказывает о молодой незамужней девушке, главная мечта которой — найти прекрасного принца и устроить громкую свадьбу. Живя в мире фантазий, слушая группу «АББА» и перелистывая глянцевые каталоги, Мюриэл тщетно ожидает чуда, но ее молитвы снова и снова остаются без ответа. Однажды девушка решает перестать ждать и отправляется на улицы Сиднея в поисках счастья.
1971 год. В центре внимания — суперзвезда глэм-рока Брайан Слэйд (Джонатан Рис-Майерс) и его музыкальный партнер Курт Уайльд (Юэн МакГрегор). Спустя несколько лет, будучи на пике карьеры, Брайан имитирует собственную смерть на сцене. Через 10 лет после рокового шоу журналист Артур Стюарт (Кристиан Бэйл) бросает все силы на расследование загадочной «смерти» рок-звезды. В финале его ждет правда, но какой будет ее цена? Сюжет фильма полностью вымышлен, однако образы Брайана Слейда и Курта Уайлда частично основаны на фигурах Дэвида Боуи и Игги Попа. На Каннском кинофестивале 1998 года фильм получил приз за художественный вклад.
Тони Коллетт мастерски исполнила роль жены Брайана — Мэнди. Режиссер «Бархатной золотой жилы» Тодд Хейнс согласился взять Коллетт после того, как она послала ему факс, в котором написала: «Я — Мэнди Слэйд!» По мнению Хейнса, Мэнди поступила бы именно так.
Триллер М. Найта Шьямалана «Шестое чувство» стал вторым прорывом в карьере актрисы — на этот раз голливудским. За роль матери одного из главных героев Тони Коллетт была удостоена номинации на премию «Оскар» в категории «лучшая актриса второго плана». Фильм мгновенно получил зрительское признание — он стал самой просматриваемой картиной года и попал в списки лучших фильмов ужасов всех времен.
Однажды, когда детский психиатр Малкольм Кроу (Брюс Уиллис) возвращался домой после очередной конференции, он столкнулся лицом к лицу со смертью — бывший пациент Кроу выстрелил в доктора, а затем совершил суицид, оставив психиатра с неизгладимым чувством вины. И все же спустя год Кроу решает взять под крыло нового ребенка — девятилетнего Коула, страдающего от необычного недуга. Мальчик убежден, что способен видеть призраков, которые ходят по миру живых, не осознавая, что умерли. Мертвецы пугают Коула, но он не знает, как перестать снова и снова сталкиваться с ними в коридорах. Психиатр решает, что должен во что бы то ни стало помочь мальчику.
После работы с М. Найтом Шьямаланом Тони Коллетт стала еще чаще появляться в кино, неизменно получая самые лестные отзывы от критиков как за комедийные, так и за драматические проекты. Особого внимания заслуживает ее небольшая роль идеальной домохозяйки Китти Барлоу в психологической драме режиссера Стивена Долдри «Часы». Картина была номинирована на премию «Оскар» сразу в девяти номинациях, получила «Серебряного медведя» в Берлине и «Золотой глобус» в категории «лучший драматический фильм».
Фильм рассказывает об одном дне трех женщин из разных эпох. Первая — британская писательница Вирджиния Вулф, угнетаемая депрессией и мыслями о самоубийстве; вторая — американская домохозяйка Лора Браун, страдающая от скучных и однообразных будней; третья — главная редакторка известного издательства Кларисса Вон, пытающаяся совмещать заботу о бывшем любовнике Ричарде с чередой рабочих обязанностей. Таких на первый взгляд разных героинь объединяет книга Вирджинии Вулф «Миссис Дэллоуэй».
В 2009 году на телеканале Showtime состоялась премьера сериала «Такая разная Тара», в котором Тони Коллетт исполнила сразу 8 ролей! Героиня Колетт, Тара Грегсон, вот уже много лет живет с диссоциативным расстройством личности. В стрессовых ситуациях контроль над ее жизнью захватывают многочисленные альтер эго, среди которых бунтарка Ти, образцовая домохозяйка Элис и даже грубоватый ветеран Вьетнама Бак. Справляться с возникающими проблемами Таре помогает ее семья — любящий муж Макс, дочь Кейт, сын Маршалл и младшая сестра Шармейн.
Сериал стал одним из самых выдающихся проектов 2009 года — в дальнейшем его продлили на второй и третий сезоны. Критики отмечали невероятную актерскую игру Коллетт, которая смогла гармонично сочетать в себе сразу несколько радикально не похожих друг на друга личностей. За работу в сериале актриса была удостоена премий «Эмми» и «Золотой глобус».
Семья Грэхем тяжело переживает утрату бабушки Элен. Ее дочь Энни, роль которой и досталась Тони Коллетт, однажды находит среди вещей матери таинственные ритуальные предметы, что заставляет ее переосмыслить прошлое и заново взглянуть на события, которые раньше казались ей привычными. Вскоре жизнь семьи Грехэм все больше начинает походить на кошмар наяву, а Энни становится все тяжелее отличить реальность от собственных переживаний, связанных со смертью матери.
Работа с Ари Астером над его первым полнометражным фильмом — «Реинкарнацией» — стала еще одной важной вехой в карьере Коллетт. Уже во время подготовки сценария режиссер знал, что главная роль должна достаться ей — в детстве актриса так поразила Астера своей игрой в уже упомянутом триллере Шьямалана «Шестое чувство», что он не смог забыть о ней и спустя много лет. И не зря! Актерская работа Коллетт в «Реинкарнации» была названа не просто потрясающей, но и, возможно, лучшей в ее карьере, а сам фильм после премьеры на «Сандэнсе» стал стремительно покорять сердца зрителей, получив статус одного из самых обсуждаемых хорроров современности.