В преддверии выхода «Хищника» Шейна Блэка мы составили список из девяти фильмов, где люди встречаются лицом к лицу со злобными и опасными внеземными формами жизни
В преддверии выхода «Хищника» Шейна Блэка мы составили список из девяти фильмов, где люди встречаются лицом к лицу со злобными и опасными внеземными формами жизни.
Сложно представить подобный список без, пожалуй, главного фильма об инопланетном монстре. В 1979 году ещё молодой постановщик Ридли Скотт, для которого «Чужой» стал второй полнометражной работой в кино, создал фильм, определивший лицо научно-фантастического хоррора на годы вперёд.
До сих пор невозможно снять историю о страшных пришельцах, методично убивающих людей в узких клаустрофобных локациях, и не нарваться на сравнения с шедевром Скотта. Оно и неудивительно, ведь «Чужой» — один из редких случаев, когда всё в фильме ложится идеально: талантливый амбициозный автор, умный сценарий и феноменальная работа художников. Ведь, как бы ни был велик вклад Ридли или, допустим, Сигурни Уивер, без дизайна Ганса Гигера «Чужой» никогда бы не стал тем самым «Чужим».
Через три года после успеха «Чужого» Джон Карпентер (который, кстати, работал со сценаристом «Чужого» Дэном О’Бенноном над своим дебютом, фильмом «Тёмная звезда») тоже решает снять камерный хоррор о противостоянии человека и страшного внеземного монстра. Спорить о том, у кого же сходный концепт получился лучше, можно очень долго, но одно ясно точно: взяв те же исходные материалы, что и Скотт, Карпентер смог избежать вторичности и повторов. Его «Нечто» — абсолютно уникальное кино. Даже несмотря на то, что формально это ремейк одноимённой ленты 1951 года.
В отличие от Скотта, Карпентер помещает действие не в отдалённый уголок космоса, а прямо сюда, на Землю, и заставляет фантастический сюжет ещё больше откликаться в сердцах зрителей. Мы ещё можем пережить, что где-то там в звёздной бездне никто не услышит чей-то крик. Но вот то, что никто его не услышит даже здесь, на родной нам планете, пугает до дрожи в костях.
Пол Верховен и классическая фантастическая литература — как говорится, name a better duo. Сначала он взял рассказ Филиппа К. Дика со сложным названием We Can Remember It For You Wholesale (впрочем, старина Дик никогда лёгкие названия не любил, вспомните про андроидов и электроовец) и создал на его основе прекрасный «Вспомнить всё». А через семь лет роман другого фантаста-мастодонта Роберта Хайнлайна в его руках превратился в боевик «Звёздный десант».
Занятно, что идеологически первоисточник Хайнлайна и адаптация Верховена совершенно противоположны. Да, внешне это все ещё история про бравых солдат, кромсающих огромных жуков — хотя у Верховена чаще кромсают самих солдат. Но если книга Хайнлайна насквозь пропитана милитаризмом, то нидерландский режиссёр увёл патриотический пафос в острую и злую сатиру.
Вместо того чтобы напасть на Землю открыто, злобные инопланетяне придумали коварный план. С помощью специального луча они начали оживлять мёртвых людей и поднимать их из могил, чтобы те сами справились с уничтожением человечества. Звучит как полная глупость? Так это она и есть!
«План 9 из открытого космоса» — это первый в истории фильм, про который начали говорить «настолько плохо, что хорошо». Картину нередко называют худшей за всю историю кино, что, конечно, не совсем справедливо.
«План 9», как и вся карьера Эда Вуда, впечатляюще иллюстрирует то, к чему может привести неизмеримый энтузиазм и глубокая, пускай и специфичная, любовь автора к кино. Ведь даже со всеми техническими нелепостями и идиотским сюжетом это признанная классика научной фантастики, вдохновившая многих авторов хотя бы попытаться создать что-то своё. К тому же из-за своей уникальности «План 9» устарел куда меньше, чем многие фантастические ленты, считавшиеся на тот момент хорошими.
Один из людей, кого нелёгкая киносудьба Эда Вуда всегда восхищала, — великий сказочник Тим Бёртон. Ему вообще нравится всякого рода бульварная фантастика и прочие вещи, в традиционном смысле считающиеся «низким» искусством. Так что сразу после того, как Бёртон отдал дань уважения горе-режиссёру в «Эде Вуде», он снял огромную любовную открытку всей глупой устаревшей фантастике, которую он так любит. Он снял фильм «Марс атакует!».
У него получилась глубоко ироническая и совершенно безумная комедия, где Бёртон, тоже в качестве шутки, разумеется, собрал весь цвет Голливуда – Пирса Броснана, Дэнни ДеВито, Гленн Клоуз, Натали Портман и даже самого Джека Николсона. Шутку, правда, поняли не все: «Марс атакует!» до сих пор один из самых плохо оцененных фильмов режиссёра. И зря — открытка и правда получилась, что называется, от всего сердца.
Впервые роман Джека Финни «Похитители тел» Голливуд экранизировал прямо в год выхода книги, в 1955-м. Позже режиссёры неоднократно возвращались к произведению — в 1978-м вышел ремейк с Дональдом Сазерлендом и Джеффом Голдблюмом на главных ролях, в 1993-м сняли ещё одних «Похитителей тел», а в 2007-м вышло «Вторжение» с Николь Кидман, также основанное на произведении Финни.
Понятно, почему кинематографисты так любят историю о пришельцах, поодиночке заменяющих людей их бездушными копиями. Страх перед тем, что твой сосед или родной человек вдруг окажется не тем, кем ты его считаешь, абсолютно естественен и понятен каждому на подсознательном уровне (опять же, вспомните «Нечто»). Все версии фильма, кроме, пожалуй, 1993 года, прекрасно апеллируют к этому страху. Но если вам придётся выбирать между ними — советуем, конечно, сначала посмотреть оригинал. Лучше Дона Сигела с сюжетом Финни не разобрался никто.
Инопланетянин, выискивающий добычу на улицах Глазго, переодевшись в шкуру Скарлетт Йохансон, может, прямо в лоб не пугает, но ужас наводит. Меланхоличный арт-хоррор, премьера которого состоялась на кинофестивале в Венеции, вводит в состояние тихого ужаса и отбивает раз и навсегда желание садиться в машину к незнакомцам. Нагнетает атмосферу играющий на нервах саундтрек Майки Левай, который и без фильма добавит вам седых волос на голове.
Джонатан Глейзер режиссер непростой. Он больше знаменит музыкальными клипами для культовых групп, чем фильмами, но раз в лунное затмение случается чудо и Глейзер выпускает очередной тихий шедевр. Его можно любить, можно ненавидеть, но вот проигнорировать вряд ли получится.
В 1984 году один молодой и никому не известный новозеландский режиссёр на накопленные со стипендии деньги купил простенькую камеру, собрал друзей и пошёл снимать свой полнометражный дебют — без сценария, опыта или бюджета, но с огромным желанием творить. Все необходимые для съёмки устройства и реквизит он сделал сам: краны и стэдикам сварил на заднем дворе дома, а жуткие маски инопланетян «выпек» в маминой духовке. В течение трёх лет он выбирался с приятелями на выходных и просто снимал — все идеи и сюжетные ходы рождались прямо там, на площадке.
Через три года, в 1987-м, молодой режиссер доснял фильм, иронично назвал его Bad Taste и отправил в Канны, где его совершенно внезапно купили для проката в несколько стран. Ах да, чуть не забыли — того режиссёра звали Питер Джексон.
Человек, которого сегодня знают как главного фэнтези-постановщика в истории кино, начинал свой путь с безумных, сумасбродных трэш-комедий в самом наилучшем значении слова «трэш». Ранний Джексон — вообще отдельная тема для разговора и долгих рефлексий на тему того, какого же режиссёра мы потеряли (совсем другой вопрос, какого в итоге нашли). Но его «Инопланетное рагу», как и более поздние «Фиблы» и «Живая мертвечина», навсегда останутся великими памятниками авторской фантазии, изобретательности и невероятной любви к творчеству.
Ну и, конечно, главный сегодняшний экспонат. Фантастический экшен-хоррор короля боевиков Джона МакТирнана с другим королём боевиков, Арнольдом Шварценеггером, в главной роли. И если «боевиковая» часть оригинального «Хищника» сегодня может показаться устаревшей и не столь впечатляющей (хотя многие сцены выглядят ничуть не хуже, чем в 87-м), то вот здешние ужасы за тридцать лет не устарели ничуть. Знаменитые моменты, где пришелец методично наблюдает за пробивающимися через джунгли солдатами, могут довести до нервной дрожи и сейчас.
Кроме того что «Хищник» сам по себе очень качественный боевик, он, как и «Крепкий орешек» того же МакТирнана, не так прост, как кажется на первый взгляд. Под оболочкой из дуболомного фантастического экшена здесь скрывается сатира на героические фильмы о Вьетнамской войне.
Присоединяйтесь к нашему каналу в Телеграм, чтобы ничего не пропустить!