
Будто случайно занесенный в наше время из девяностых плоский, бездушный, ходульный и непотребно жестокий фильм о неотвратимости наказания
Будто случайно занесенный в наше время из девяностых плоский, бездушный, ходульный и непотребно жестокий фильм о неотвратимости наказания.
Известный похититель предметов искусства Виктор Ламбер вышел на свободу после семи лет заключения в тюрьме. Сразу же Виктор отправляется в Москву, чтобы узнать страшную новость: всего три месяца назад погиб его сын. Вместе со старым другом Сулиманом Виктор начинает собственное расследование смерти сына и обнаруживает, что молодой человек ввязался в контрабанду драгоценностей и перешел дорогу авторитетному бандиту Белинскому. Шаг за шагом, от одного злодея к другому двигается отец в поисках отмщения, и никто не сможет скрыться от его праведного гнева.
Кроме шуток, в начале прошлого года, когда Жерар Депардье получал российский паспорт, пробираясь через недоверчивое бурчание, сквозь смех, многие из нас относились к такому «приобретению» с надеждой. Действительно, актер большой, с колоссальным опытом, огромными связями, фантастическим авторитетом. С таким «Гусом Хиддинком от кино» наше кинопроизводство и прокат должны были выиграть, совершить качественный скачок, да что там – взлететь. Что же произошло на деле? Наше кино не взлетело, а вот Жерар заметно потускнел, закис и парит низенько, как перед большим дождем.
У Депардье по-прежнему не отнять желания работать, он выдает по доброй полудюжине ролей в год, не пропал его талант, он все еще может и рассмешить, и поддать грусти, исправно работает его умение заряжать энтузиазмом окружающих людей. Последнее особенно заметно – под себя Жерар делал «Распутина», едва не единолично он выступил инициатором съемок «Лиги мечты», теперь вот существенно повлиял на развитие проекта «Виктор». Изначально сценарист и режиссер Филиппе Мартинес планировал сделать фильм о горячем корсиканском мужчине, тяжело переживающем утрату, но, узнав о новом гражданстве Депардье и оценив просторы, раскрывающиеся перед фильмом, быстро переписал сценарий, загнав действие в Москву и Чечню.
Впрочем, больших стараний там прикладывать было не к чему. Складывается ощущение, что сценарий был написан году эдак в 1993-м, в те самые «лихие девяностые», а затем просто пролежал в столе в ожидании удачного случая для реализации. Все эти бандиты, контрабанда, проститутки, хозяйки притонов, непримиримые кавказцы, попранная честь и милицейские преследования – все это, нет, не исчезло с экранов, но как-то приняло более современные, цивилизованные формы. «Виктор» же – это возвращение к стилистике плохоньких сериалов канала НТВ, скверно снятых, дурно разыгранных и абсолютно далеких от реальности.
И ладно бы актеры играли в эту пропахшую нафталином игру, так они откровенно страдают на экране. Почему-то франко-российская картина снята на английском языке, при том, что всех носителей языка на экране ровно один – Элизабет Херли. Остальные мучаются, ломают язык, кривят лицо, не попадают в интонацию и промахиваются с эмоциями – душераздирающее зрелище.
Не особенно заметны глазу и вложенные в картину 10 миллионов долларов производственного бюджета: одна маломальская погоня да пара красивых видов Москвы и Грозного – это не тот размах, которого можно ожидать. Зато картина просто сочится жестокостью и ненавистью. Резать, топить, стрелять… Месть – дело, конечно, увлекательное, но нужно и меру знать. Словно испугавшись немотивированного кошмара, авторы добавили к теме мести за сына защиту будущего, еще не рожденного внука. Но и это не оправдывает настоящего зверства Виктора Ламбера.
Однако самым главным вопросом после просмотра «Виктора» остается вопрос «Зачем?». Вряд ли история мести вообще может быть поучительной, слишком это сложная тема, чтобы упаковывать ее в набор погонь и перестрелок. Не назовешь картину и визитной карточкой Москвы и России – мы так, во-первых, давно не живем, а во-вторых, кто ж к нам после такого поедет? Наконец, сложно представить, что из создания «Виктора» извлечет какой-то положительный урок наш Фонд кино, проспонсировавший эту копродукцию. Этого ожидали наши кинофункционеры от сотрудничества России и Франции? Утопленных бандитов и проколотых вилками ног? Ну, тогда извините.
От картины с участием Народного артиста РСФСР Алексея Петренко, почетного гражданина Чеченской Республики Жерара Депардье и Заслуженной артистки Индии Элизабет Херли можно было бы ожидать чего-то большего, но такова уж аура нашего нового соотечественника. Жерар словно играется с Россией и российским зрителем. Серьезно его воспринимать не получается, а на несерьезное и внимания обращать не стоит.