Пропагандистская политическая драма об умирающей лесбиянке, которая борется за право завещать пенсию своей спутнице жизни
Сотрудница полиции округа Оушен в штате Нью-Джерси Лорел Хестер (Джулианна Мур) заболевает неизлечимым раком легких. После многих лет службы она имеет право на пенсию. Если бы Лорен была замужем, она могла бы завещать эти деньги своему мужу. Но Хестер – лесбиянка, и она живет в зарегистрированном домашнем партнерстве с девушкой-механиком Стейси Эндри (Эллен Пейдж). Когда женщина ходатайствует, чтобы пенсия после ее смерти была выплачена ее любимой, чиновники Оушена отказывают ей на основании того, что у них есть право не распространять на участников домашнего партнерства брачные льготы. Пока Лорен еще жива, она и ее друзья и сторонники начинают борьбу за справедливость.
Помните, как в начале 1990-х Том Хэнкс сыграл умирающего от СПИДа юриста-гея в судебной драме «Филадельфия», где его персонаж доказывал, что был несправедливо уволен с работы? Та картина принесла Хэнксу его первый «Оскар», а сценаристу Рону Нисуонеру – его единственную номинацию на статуэтку Киноакадемии. Более двадцати лет спустя Нисуонер, который в последние годы преимущественно работает на ТВ, вернулся к теме политкорректной справедливости – теперь на примере лесбиянки-полицейской, отстаивающей свои финансовые права.
Как и «Филадельфия», «Все, что у меня есть» основан на реальных событиях, и на сей раз это события, о которых уже было рассказано на большом экране. В 2008 году постановщица Синтия Уэйд получила «Оскар» за короткометражный документальный фильм «Все, что у меня есть» о борьбе Лорел и Стейси. Но так как короткометражные документальные ленты в широкий прокат не выходят, то можно понять желание Нисуонера, режиссера Питера Соллетта («Будь моим парнем на пять минут») и их продюсеров пересказать эту историю в полнометражном игровом кино. Чем значительней фильм, тем больше его зрительский охват, и даже у артхаусной художественной ленты он куда больше, чем у документальной зарисовки.
Нетрудно догадаться, что лента всецело стоит на стороне умирающей женщины и даже не пытается рассматривать «за и против». Поэтому «Все, что у меня есть» легко отнести по ведомству примитивной слезоточивой пропаганды, которую в Штатах называют «проповедью для церковного хора». Людей, резко настроенных против гей-союзов, такое кино вряд ли в чем-то убедит (да они и не будут его смотреть), а тем, кто разделяет позицию авторов, картина лишь даст повод посетовать, что в «самой свободной стране мира» еще встречаются замшелые ретрограды. Но не все так просто, и у фильма все же есть одно достоинство, которое делает его умеренно заслуживающим внимания.
<Нет, это не игра исполнительниц двух главных ролей, поскольку они, откровенно говоря, неубедительны как влюбленная пара. Где обязательная для такого кино романтическая «искра»? Мур и Пейдж куда лучше бы смотрелись, если бы играли мать и дочь. А если вам хочется полюбоваться, как Мур изображает умирающую женщину, найдите лучше менее политизированную и более трогательную ленту «Все еще Элис», которая в 2015 году принесла актрисе «Оскар».
Главное достоинство «Все, что у меня есть» лежит в совсем другой плоскости. Изображая борьбу Лорел с советом округа Оушен, лента рисует откровенный и неприглядный портрет американской политики.
В первых же сценах, изображающих бюрократов, картина безапелляционно утверждает, что этих людей не интересуют ни моральные ценности, ни справедливость, ни законность, ни экономия средств. Единственное, что занимает членов совета, – их грядущие перевыборы. А так как избраны они в консервативном округе, то они, как им кажется, должны отстаивать «традиционные ценности», даже если ради этого нужно послать куда подальше умирающую женщину, которая годами верой и правдой служила в полиции. Избиратели обожают несгибаемых борцов и терпеть не могут «флюгеров».
В связи с этим патетический «цирк с конями», который сторонники Лорел во главе с ее бывшим напарником Дейном Уэллсом (прочувствованная роль Майкла Шеннона) устраивают на заседаниях совета, адресован не твердокаменным чиновникам, а журналистам и жителям округа. Консервативные избиратели любят отстаивание ценностей, но они не любят, когда унижают немолодых женщин и служителей закона. Поэтому герои пытаются перетянуть на свою сторону общественность, чтобы политики почувствовали, что для них лучше поддержать Лорен, чем опустить перед ней шлагбаум.
Когда же действие подходит к развязке, в ход идут банальный шантаж и американская вариация на тему нашего «телефонного права». И тут не скажешь, что система сломана или коррумпирована, потому что все работает так, как должно работать, – все, включая главных героев, отстаивают свои личные интересы, а политики подлаживаются к избирателям. Такая вот демократия – симпатичная снаружи, но дикая изнутри. А поскольку фильм довольно точно следует реальным событиям, то не верить ему нет оснований.
Разумеется, к России содержание ленты не имеет почти никакого отношения, поскольку у нас другие законы, другие порядки и другие пенсионные правила. Но раз мы уж иногда провозглашаем, что строим или хотим построить демократическую страну в западном стиле, то надо знать, как такие государства на самом деле работают. Чтобы потом не было претензий.
С 5 мая в кино.