В этом году весь мир отмечает 70-летие Победы СССР и союзников во Второй мировой войне, и дата эта не могла остаться незамеченной кинематографистами
Начнем с российских кинолент. Вместе с уже вышедшей в прокат «Битвой за Севастополь» зрителей ждут сразу четыре военные драмы, выход которых приурочен к празднику. Наибольшая шумиха сопровождает с самого оглашения планов по созданию картину Рената Давлетьярова «А зори здесь тихие…». Режиссер утверждает, что в его планы не входило делать ремейк легендарного одноименного фильма Станислава Ростоцкого 1972 года, скорее новая лента является повторной экранизацией повести Бориса Васильева. Однако даже подобное соседство вызвало всплеск эмоций с самых разных сторон. В фильме собрано большое число популярных ярких актеров, главную роль исполняет Петр Федоров, бюджет картины выглядит довольно внушительно. Осталось дождаться премьеры и выяснить, есть ли у картины душа.
Если фильм Давлетьярова выбрал для премьеры Первомай, то драма Сергея Попова «Дорога на Берлин», продюсируемая Кареном Шахназаровым, на экраны выйдет 7 мая, накануне праздника. В пику известной подложке «Зорей» «Дорога» подобрала для основы сценария не менее интересные военные дневники Константина Симонова и повесть Эммануила Казакевича «Двое в степи». Лента расскажет компактную локальную историю отношений двух молодых людей, которых война свела вместе, а их сложные взаимоотношения раскрываются не только в боевых задачах, но и во вполне мирных делах. Создатели фильма привлекли молодых, не примелькавшихся актеров, зато не стали экономить на батальных сценах. Тем более что Шахназаров, снявший несколько лет назад «Белый тигр», имеет достаточный опыт в военном кино.
Наконец, на 9 мая назначена премьера драмы режиссера Кирилла Белевича «Единичка». Сценарий этой ленты также основан на повести писателя-фронтовика Александра Николаева «Мы все, не считая детей», в которой задокументированы реальные трагические события августа 1944 года. Группа советских войск, ведущая контрнаступление на территории Польши, получает задание удержать стратегически важный мост, однако на месте командир подразделения выясняет, что защита объекта ставит под угрозу разрушенный монастырь, в котором прячутся уцелевшие воспитанники детского дома для глухонемых со своей воспитательницей. Вместе с приказом командования на артиллеристов ложится груз ответственности за вполне конкретные маленькие жизни. В картину привлечено большое количество военной техники, для съемок были отстроены грандиозные декорации, а поддержку ленте оказало Министерство культуры РФ. Главной звездой драмы выступит Андрей Мерзликин.
Теперь предлагаем обратиться к зарубежным картинам, которые в той или иной степени могут претендовать на звание «предпраздничных». Удивительно прохладно к юбилею отнесся Голливуд. Удар из своего главного калибра американцы произвели еще полгода назад «Яростью» Дэвида Эйера и «Несломленным» Анджелины Джоли, на весну же 2015 года пришелся лишь один «околовоенный» релиз, да и тот пока не имеет даты релиза в России. Речь идет о совместной американо-мексиканской драме Алехандро Монтеверде «Малыш». Фильм расскажет о восьмилетнем мальчике, ожидающем своего отца с фронта Второй мировой, и той бесконечной любви, какую может испытывать к своему сыну отец. В картине заняты не последние голливудские актеры: Бен Чаплин, Том Уилкинсон, Эмили Уотсон и Кевин Джеймс. Американская премьера фильма назначена на конец апреля.
Несколько необычно подошла к юбилею Дания. В год юбилея Победы скромными кинематографическими силами этой скандинавской страны была выпущена военная драма «9 апреля», рассказывающая о первых часах после начала оккупации Дании немецкими войсками. Объясняется тематика очень просто: 9 апреля исполняется 75 лет с того дня, как сапог нацистских захватчиков впервые ступил на датскую землю. Самой мощной армии мира, оснащенной тяжелыми танками и соединениями из многих десятков тысяч солдат, безуспешно пытались противостоять скромные датские солдаты, чьими средствами передвижения были… велосипеды. Безвестным героям нужно было удержать многократно превосходящие силы противника, в то время как датские солдаты спешно мобилизовались. Главной и единственной известной за пределами Дании звездой фильма стал Ларс Миккельсен.
Собственной героической истории посвящена и прошлогодняя картина польских кинематографистов «Город 44». Действие ее разворачивается накануне Варшавского восстания в августе 1944 года, а главными героями становятся несколько молодых людей, жителей польской столицы. Находясь под постоянным жестким прессом немецких оккупантов, горожане копят ненависть к агрессорам, выливающуюся в партизанское движение, диверсии и саботаж на заводах и фабриках. Прорыв накопленных отрицательных эмоций случается в момент начала активных действий польской Армии Крайовой, и тут уже война никого не щадит. На фоне каждодневного ужаса и постоянной угрозы смерти разворачивается история романтических отношений, у которых очень мало шансов на светлое будущее.
Еще один прошлогодний релиз, до российского проката так и не добравшийся, но имеющий определенную привлекательность для тех, кто интересуется историей Второй мировой войны, – это франко-германская «Дипломатия» Фолькера Шлендорфа. Эта разговорная картина практически не демонстрирует военных действий или боевых сцен, она посвящена непростой работе переговорщиков, порой весьма высокопоставленных. В основу картины легла история, развернувшаяся в августе 1944 года. Отступающая из Франции немецкая армия получает из Берлина недвусмысленный приказ сровнять Париж с землей, уничтожить все достижения архитектуры и искусства, делающие французскую столицу неповторимой. Всегда беспрекословно выполняющий приказы бесноватого фюрера немецкий генерал почти готов стереть историю с лица земли, но в последний момент его останавливает скромный и почти никому не известный шведский консул.
А что же Германия? Как она отмечает 70-летие капитуляции немецких войск? Среди нескольких не самых заметных проектов, увидевших свет в последний год, мы выбрали картину Джулио Риччиарелли «В лабиринте молчания». Эта лента не столько о войне, сколько о том, как тяжело и долго Германия очищалась от нацистской скверны, поразившей ее в середине прошлого века. Действие картины разворачивается в конце 1950-х годов, главный герой ее – журналист, затеявший расследование в отношении одного из бывших надзирателей Освенцима, ведущего ныне спокойную мирную жизнь. Погрузившись в архивы, репортер открывает для себя документы, обличающие большое число ныне здравствующих респектабельных немцев, ранее безнадежно испачкавших свою репутацию, работая в концлагерях и полиции. Усилия журналиста и привлеченного им прокурора приводят к старту знаменитого процесса 1963 года в отношении нескольких военных преступников, избежавших наказания в 1945-м.