Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Мой друг Ефим Гугнин

Откуда во «Властелине колец» темнокожие эльфы — и почему странно возмущаться этому в 2022 году

На днях студия Amazon выпустила трейлер сериала «Властелин колец: Кольца власти» — и, кажется, открыла портал в ад. С тех пор Интернет ходит ходуном: кого-то раздражает, что шоу визуально совершенно не похоже на трилогию Питера Джексона и больше напоминает стерильного «Ведьмака». Подавляющее число людей, впрочем, бесит совсем другое. Темнокожие хоббиты, эльфы и гномы, на их взгляд, не имеют права существовать в Средиземье. И раз уж от этих обсуждений нам никуда в ближайшее время не скрыться, давайте вместе поразмышляем — а зачем Голливуду вообще нужно diversity (разнообразие).

Добавить в закладки
Откуда во «Властелине колец» темнокожие эльфы — и почему странно возмущаться этому в 2022 году

Для начала правильнее будет обратиться к аргументам тех, кто недоволен кастом сериала. Банальный расизм брать в расчёт не будем — благо, есть и относительно вдумчивые, конкретные претензии. Толкин очень подробно описывал внешний вид рас в своих произведениях, значит, любая вольность — это отхождение от оригинального текста. Если авторы сериала хотели включить темнокожих героев в сюжет, они могли бы сделать их харадримами — южным народом Средиземья, который и в оригинальных романах описан как смуглый, черноволосый и черноглазый. В конце концов, даже если бы некоторых людей в «Кольцах власти» сделали не-белыми, никто бы не возмущался, а вот среди бледных эльфов и гномов, живущих под землёй без солнечного света, расовое разнообразие, мол, выглядит странным.

Исмаэль Круз на кадре из сериала «Властелин колец: Кольца власти»

Исмаэль Круз на кадре из сериала «Властелин колец: Кольца власти»

Да, на все эти аргументы можно привести один обратный: почему людей не волнует биологическая точность, когда речь заходит о троллях и драконах, а вот темнокожие гномы моментально ломают им погружение в историю? Такого образа мысли, скажем, придерживается продюсер Александр Роднянский — в ответ на скандал вокруг «Колец власти» он написал, что в выдуманном мире авторы имеют право делать, что хотят, в том числе с цветом кожи героев. Мне тоже, пожалуй, кажется странным, что у кого-то приостановка неверия работает в случае с огромными огнедышащими ящерами, но не с эльфом неевропейской внешности. И это часто звучит как оправдание, попытка скрыть куда более простую и отвратительную причину.

Но я — оптимист. И хочу верить, что людей действительно просто волнует чистота текста Толкина, и только. Тем более что представить подобное несложно: мы живём в мире тотальной доминации гик-культуры и верховенства «канона». Так что да, люди вполне могут принять драконов как данность — ведь это стандартный образ внутри жанра фэнтези — и при этом возмущаться темнокожими гномами, ведь по законам этого мира их, по идее, быть не должно. Что ещё важнее, их не было у Питера Джексона, который в любом случае установил некий кинематографический «эталон» того, как должно выглядеть Средиземье и его обитатели.

Роберт Арамайо в роли Элронда на кадре из сериала «Властелин колец: Кольца власти»

Роберт Арамайо в роли Элронда на кадре из сериала «Властелин колец: Кольца власти»

В то же время, как бы ни возмущались книжные фанаты, представить, чтобы в новом сериале по «Властелину колец» не было diversity, совершенно невозможно. Непонятно, чего люди ждали: они ведь уже видели сериалы «Ведьмак» или «Великая» и, кажется, давно должны были уловить голливудские тенденции. И дело не в каких-то абстрактных «квотах» или желании создателей, чтобы их похвалили в Твиттере. Дело в глобальном культурном перевороте, который сейчас происходит. Люди пытаются бороться с отголосками колониального прошлого и окончательно ликвидировать несправедливости, которое оно собой породило.

И одна из этих несправедливостей заключается в том, что темнокожее население Америки и Европы, с одной стороны, интегрировалось в некогда исключительно «европейскую» культуру, но в то же время осталось на его периферии. Проще говоря, почти все актуальные книги прошлого были написаны белыми людьми в то время, когда те даже подумать не могли о том, чтобы на равных вписывать темнокожих персонажей в свои истории. В этом нет вины Толкина, разумеется. Для него было абсолютной нормой, что все важные герои и центральные расы — исключительно европеоиды. Но это не норма сейчас. И чтобы лучше отразить условия нынешнего времени и сделать произведение актуальным для современного зрителя, авторы из Amazon добавляют расовое разнообразие там, где его не было. Ограничить темнокожих персонажей харадримами — в данном случае не вариант. Потому что тогда они бы вновь оказались изолированными, отделёнными от остальных. Да и в целом образ смуглых пустынных кочевников, как ни крути, колониальный. Важно, чтобы разнообразие было нормой, а не исключением.

Кадр из сериала «Властелин колец: Кольца власти»

Кадр из сериала «Властелин колец: Кольца власти»

Тут мы возвращаемся к другой популярной претензии: раз уж Amazon хочет сделать расово разнообразное фэнтези, почему бы им не создать свой мир вместо того, чтобы менять толкиновский, где всё уже подробно описано и определено? Что ж, в таком случае надо продолжать аргумент — а почему бы Голливуду не снять огромный супергеройский блокбастер вне популярных комиксных вселенных или не сделать фильм о психически неуравновешенном социопате, не привязывая его к «Джокеру». Мы можем сколько угодно мечтать о том, что «фабрика грёз» однажды перестанет раз за разом перемалывать старые идеи, но всё это утопические мечты. Очевидно, почему «Кольцо власти» — именно сериал по «Властелину колец». Потому что это звучный бренд с многолетней престижной историей. На оригинальное фэнтези Amazon никогда бы не выделила миллиард долларов.

В конечном счёте и не важно, насколько это оригинальный или неоригинальный сериал. Важно, что новый «Властелин колец» — это не толкиновский текст, перенесённый побуквенно на экран. Это адаптация. Как и фильмы Джексона, как и любая экранизация в мире. Вот сериал и «адаптируется»: под дух и контекст времени, в котором он создаётся. Вам может это нравиться или не нравиться, но кино, как и любое искусство, не существует в вакууме. Оно зависит от внешних обстоятельств и подстраивается под эпоху. Сейчас быть актуальным в том числе значит менять колониальную оптику на постколониальную. И игнорировать правила вымышленного мира, если они противоречат правилам реального.

Текст: Ефим Гугнин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?