![Аутсорс](/themes/filmru_desk/img/okko/autsors-desktop.png)
Бледная тень «Куба»: безликая попытка оживить жанр футуристического фильма-головоломки.
В неизвестном подземном комплексе пробуждается команда из пятерых ученых. Герои пробыли в капсулах для криосна неопределенное количество времени, поэтому не знают, кто они и где находятся. Чуть побродив по катакомбам, из которых, разумеется, нет выхода, ученые понимают, что имеют дело с хитроумным убийцей-архитектором: виновник либо подглядывает за участниками, либо скрывается среди них. Героям предстоит решить загадки, разобраться с шифром, найти чужака, а также построить предположения о том, что же произошло на зараженной поверхности, под которой находятся специалисты.
В полку загадочных триллеров-головоломок прибыло: «Крио» Барретта Бергина — фильм без роду и племени, не представленный ни на одном фестивале и весьма ограниченно выходящий в американский прокат, — пожаловал как напрасная потуга сравняться с культовым «Кубом». По крайней мере, об этом говорит концепт: группа не известных друг другу людей пытается найти выход из замкнутого пространства, параллельно решая вопросы взаимного недоверия: любой из участников может оказаться предателем, убийцей или тем, кто что-то да знает о незавидной обстановке. Формула whodunit, воспетая в романах Агаты Кристи, служит единственным драйвером подобного рода сюжетов: к ним обычно прилагается пара-тройка задачек, мистический или фантастический антураж, плюс претензия на психологическую обрисовку характеров, в которой от психологизма остается разве что название.
«Крио» — именно такой продукт, действующий в строго заданной формуле. Здесь и мрачные освещения катакомб: вроде как для атмосферы, но по факту – с целью маскировки мизерного бюджета. Тут и таинственный создатель криопроцедур, который по делу и без дела сопоставляет свое детище с библейской притчей о воскрешении Лазаря (Майкл Флинн из сериала «Йеллоустоун»). В любой непонятной ситуации просто потрясай Библией. Есть и герои в качестве темных лошадок. Каждый из них, будь он ученым или техником, готов выкинуть какой-нибудь трюк: съесть дефицитные запасы еды, использовать спрятанное ото всех оружие или умолчать о подноготной проводимого эксперимента. Не обходятся создатели и без пущего интеллектуализма: пустить пыль в глаза и натравить на зрителя фантомов, до последнего отстаивая логический каркас шаткого инженерного сооружения. Правда, разваливается оно быстро и беспощадно — как только к сюжетной загадке белыми нитками пришивают отсылки к «Божественной комедии» с концентрической системой ада, предателями в девятом круге и заледеневшим озером: такие вот аналогии с криопроцедурой. Из всего этого, в общем-то, мы узнали лишь одно: режиссер Барретт Бергин когда-то внимательно читал Данте. И, похоже, теперь литературный бэкграунд действительно пригодился.
Эта клаустрофобная напряженка могла бы хоть ненадолго захватывать, не обломай ее актеры. Неубедительные эмоциональные эскапады, стычки и споры поставлены с вопиющим пренебрежением к внутреннему реализму ленты. Когда всех персонажей хочется растасовать обратно по криокапсулам, это о чем-то да говорит. Минимальный, но интерес к устройству фильма транслирует Майкл Флинн, но его демиургического образа оказывается смертельно мало. Что до фактуры, то ситуация здесь критическая, поскольку «Крио» так и не выбирается за пределы скудных и плохо подсвеченных подвалов. «Кубу» Винченцо Натали в подобном случае хватало инженерной сноровки и захватывающей игры с пространством: герои то попадали в комнаты с сенсором звука и минами, то перемещались внутри фигуры, лицезря пустоту или дневной свет. Успех ленты Натали во многом предопределил продуманный сеттинг и умелое манипулирование им. Бергину здесь совершенно нечем крыть — «Крио» до последней минуты остается хилой бродилкой, испытавшей недостачу во всем: от актерского и сценарного цеха до технической работы над сеттингом. Расставленные в холодных пространствах и подсвеченные синим цветом криокапсулы — эка невидаль. А перспективный sci-fi-концепт здесь растрачивается и становится лишь формальной безделушкой к истории.
Учитывая, что постановщику с трудом удается раскрывать сюжет через пространство и атмосферу, «Крио» берет на вооружение стандартный в таких случаях ход: финальный кульбит, переворачивающий историю вверх дном. Нетрудно догадаться, что все ответы следует искать в изрядно подпортившейся памяти героев. Библейское обрамление о Лазаре, похоже, существует лишь с целью построить свой отдельный смысловой пласт, но он беспомощно теряется в сгустке сюжетных набросков — одной интриги с формулой whodunit здесь достаточно, чтобы топтать сюжет два мучительных часа. Как нам показывает «Крио», иногда проснуться — все равно что пережить кошмар. Триллер Бергина удачно параллелит эту мысль со зрительским опытом, поскольку мгновенный провал в безмятежный и глубокий сон — лучшее, что может случиться с человеком во время просмотра. Если имеете дело с «Крио», не помешала бы настоящая криокапсула.