Превосходная криминально-политическая трагикомедия о мелких мошенниках, которые охотятся на крупных махинаторов. Все звезды жгут напалмом!
Опытный аферист Ирвинг Розенфелд (Кристиан Бейл) и его напарница-любовница Сидни (Эми Адамс) проворачивают несложные, но надежные махинации в Америке конца 1970-х. Они стараются не привлекать к себе внимания, но все же попадают в прицел ФБР. Когда агент Ричи ди Мазо (Брэдли Купер) ловит их с поличным, он требует, чтобы они помогли ему поймать еще нескольких мошенников. Сидни предлагает Ирвингу сбежать из страны, но тот не может бросить маленького сына на попечении психически нестабильной жены Розалин (Дженнифер Лоуренс). Так что пара нехотя соглашается работать на ФБР и расставляет ловушку, в которую, к удивлению ди Мазо, попадаются мэр города Кэмден (Джереми Реннер), знаменитые мафиози и члены Конгресса и Сената.
Вот парадокс – все голливудские звезды мечтают изображать героев, но мало кто это любит. Особенно среди актеров, которые действительно умеют играть и перевоплощаться, а не только стоять в кадре в пафосной позе. Злодеев имитировать интереснее и приятнее, потому что они обычно ярче, коварнее, непредсказуемее героев, и они радуются жизни, пока спаситель мира, стиснув зубы, прорывается сквозь придуманные для него препятствия. Поэтому звезды, из фильма в фильм играющие героев, как кошки на валерьянку набрасываются на возможность изобразить сомнительного персонажа. И они делают это с таким энтузиазмом, что летящие от них искры поджигают все вокруг и превращают картину в праздничный фейерверк.
«Афера по-американски» – как раз такое кино. Бывший Бэтмен (Кристиан Бейл), нынешние Лоис Лейн (Эми Адамс) и Соколиный Глаз (Джереми Реннер), будущий Реактивный Енот (Брэдли Купер) и единственная и неповторимая Китнисс Эвердин (Дженнифер Лоуренс) под началом режиссера фильмов «Мой парень – псих», «Боец» и «Три короля» Дэвида О. Расселла изображают не супергероев и не доброхотов, а обаятельных и колоритных махинаторов, которые всегда готовы обмануть не только сторонних «лохов», но и друг друга – и даже самих себя. Все они – мастера своего дела, однако никто из них не неуязвимый и безупречный робот-социопат, и их причуды, уязвимости, промахи и романтические привязанности превращают потенциально холодную историю о пауках в банке в хоть и несколько циничную, но все же теплую и душевную криминальную трагикомедию. С упором на слово «комедия».
Если бы не несколько серьезных, драматических сцен, «Аферу» вполне можно было бы называть «фарсом», и смотрится она именно как искрящийся фарс. Актеры явно получают неимоверное удовольствие от своих персонажей, и фильм стоит увидеть уже ради того, как Бейл изображает толстячка-мошенника, или как Эми Адамс примеривает на себя образ (и манеру одеваться) женщины-вамп. Это настолько восхитительно и уморительно, что, выйдя из зала, тут же хочется снова купить билет и еще раз пережить «Аферу». А ведь Бейл и Адамс в фильме не вдвоем, и, например, Дженнифер Лоуренс в роли коварной, крикливой, но сексапильной психички-домохозяйки с «вавилоном» на голове вполне наиграла на «Оскар» за лучшую роль второго плана и на любой другой приз, который можно вручить комедийной актрисе. Если бы Лоуренс уже не была всемирно известной суперзвездой, она бы прославилась после «Аферы».
И это еще не все! Фильм Расселла – не только захватывающая (хотя и начисто лишенная экшена) трагикомедия, но еще и политическое кино об американской коррупции и о борьбе с ней. Да, действие картины, основанной на реальных событиях, развивается в 1970-х, но коррупционеры с тех пор никуда не исчезли, и в Штатах регулярно ловят за руку политиков, которые недостаточно ловко заметают следы. И этому у Америки стоит учиться. Можно ли представить в российской картине сцену, в которой агент ФСБ рассказывает прокурору, что в расставленные им силки попалась птица федерального полета, и прокурор реагирует не с ужасом, а с воодушевлением? Мол, «сейчас прищучим пару сенаторов, и меня повысят по службе!». А в «Афере» такая сцена есть, она взята из жизни (в отличие от многого другого в фильме), и этому стоит завидовать. Как говорит один бессмертный герой, «правопорядок в стране определяется не наличием воров, а умением властей их обезвреживать».