Напряжённый, но монотонный байопик о вызовах, которые стояли перед премьер-министром Израиля во время войны Судного дня.
В 1968 году Израиль победил в Шестидневной войне с арабскими странами, но напряжённая обстановка на Ближнем Востоке сохранилась. Египет и Сирия были намерены вернуть потерянные территории и 6 октября 1973 года напали на соседей. Израиль застали врасплох, прослушка оппонентов не дала никаких результатов. Премьер-министру Голде Меир (Хелен Миррен), пожилой даме с проблемами со здоровьем, нужно в кратчайшие сроки решить, как защитить страну с наименьшими потерями. Политический лидер страны тут же собирает военное совещание, а параллельно ведёт переговоры с госсекретарём США Генри Киссинджером (Лив Шрайбер), рассчитывая на поставки оружия союзниками.
Режиссёром байопика первой и пока единственной женщины на посту премьер-министра Израиля выступил Гай Наттив, обладатель премии «Оскар» за короткометражную картину «Кожа» и автор драм «Потоп» и «Чужие». Сценарий написал Николас Мартин («Примадонна» и «Чисто английские убийства»). На роль одной из самых значимых фигур в еврейской истории режиссёр позвал британку Хелен Миррен. Оскароносная актриса давно и уверенно играет женщин во главе государства. Миррен успела исполнить роли жены императора Калигулы Цезонии, супруги короля Великобритании Георга III Шарлотты, Екатерины Великой, Елизаветы I и Елизаветы II. Важно отметить, что каждый раз артистка находит новые краски для изображения сильных мира сего.
История четвёртого премьер-министра Израиля не первый раз оказывается на экране. В 1982 году лидера еврейского государства сыграла Ингрид Бергман. Для актрисы роль в биографической драме Алана Гибсона «Женщина по имени Голда» стала последней в карьере. А в 2019-м вышла документальная картина «Голда» Саги Борнштейна, Уди Нира и Шани Розанес. В основе неигрового проекта лежит интервью, которое лидер страны дала израильскому телевидению за несколько месяцев до смерти.
Действие всего фильма умещается в 19 трагических дней октября 1973 года. При худшем раскладе Израиль как государство мог перестать существовать. Министр обороны Моше Даян (Рэми Хьюбергер), начальник Генштаба Дадо Элазар (Лиор Ашкенази), глава Управления военной разведки Эли Зеира (Двир Бенедек), помощник министра обороны Цви Цур (Ротем Кейнан) и командующий ВВС Бени Пелед (Эд Стоппард) спорят об ответных действиях на атаку противника. А в это время страна теряет самолёты, танки, а главное — людей. У некоторых военачальников откровенно подавленный вид, словно бы генералы подготовились к поражению. Только Голда не позволяет эмоциям взять вверх и на всех заседаниях сохраняет хладнокровие, стараясь принимать правильные решения в экстремальных обстоятельствах. Наедине лидер страны тяжело переживает смерть каждого гражданина и превозмогает физическую боль, но на собраниях словно бы и не думает о потерях, лишь изредка делая пометки в блокноте.
В 1973 году четвёртому премьер-министру Израиля 75 лет. Голда несколько лет борется с раком и проходит изнурительный курс химиотерапии. Лидеру страны с большим трудом удаётся не показывать на людях слабость. Хелен Миррен играет двух Голд: одна с холодной головой выслушивает военных советников и ведёт телефонные разговоры с Киссинджером, другая лежит в одиночестве на большой кровати, долго не может заснуть, с трудом передвигается по комнате и слышит крики боли израильских солдат. Врачи говорят Меир, что курение и несколько чашек чёрного кофе в день не помогают с раком, но политикесса намерена оставаться собой до самого конца. Верной ассистентке и единственному родному человеку Лу Каддар (Камиль Коттен) Голда говорит убить начальницу, если египтяне зайдут в Тель-Авив. Меир не может принять поражение страны, хотя представляет подобное развитие событий.
Фильм развивается в двух временных пластах. Зрители в настоящем следят за действиями Голды и военачальников в дни нападения врагов, а в будущем видят заседания государственной комиссии Аграната, которая по окончании боевых действий должна была дать оценку решениям Меир. За 19 страшных дней израильтяне потеряли 2656 человек — больше, чем в 1948-м во времена войны за независимость. Результатом сражений стал политический и экономический кризис с последующей отставкой правительства.
«Голда. Судный день» напрочь лишена экшена. Режиссёр рассчитывает на сильную актёрскую игру и напряжение, создаваемое трагическими событиями. Основные локации — тесные кабинеты, в которых решается судьба страны. Политический триллер легко мог бы превратиться в театральную постановку или увлекательный аудиоспектакль. О результатах на полях сражений Голда и военные министры узнают, слушая сообщения разведки и отчаянные возгласы солдат на передовой. Изредка повествование разбавляют кадры хроники, но основные бои остаются за кадром. В сухости рассказа и внимании на лидере страны «Голда. Судный день» напоминает «Тёмные времена» с Гари Олдманом. Бойня на Синае и Голанах передаётся звуками и ужасающими цифрами потерь.
Картину Наттива трудно назвать стандартным байопиком, но неторопливый темп, разговоры в прокуренных комнатах и хроникально-монументальный тон никак не дают отнести фильм к большим удачам года. Это кино сделано с уважением к павшим, но едва ли способно увлечь зрителей. «Голда. Судный день» показывает шекспировскую трагедию о невыносимом бремени власти и пытается отдать должное важной фигуре в истории Израиля. Может быть, будь премьер-министром во время войны Судного дня кто-то другой, сегодняшний мир имел бы новые очертания. А пока Натив напоминает молодым поколениям о трагических страницах прошлого и, может быть, даёт Миррен возможность получить ещё одну номинацию на «Оскар».