Тяжелое послепраздничное похмелье в этот раз постигнет зрителей за месяц до Нового года. Лента у Сигарева получилась злая и едкая. Все как после новогоднего стола – вроде и повеселились, но желудок лучше прочистить
Тяжелое послепраздничное похмелье в этот раз постигнет зрителей за месяц до Нового года. Лента у Сигарева получилась злая и едкая. Все как после новогоднего стола – вроде и повеселились, но желудок лучше прочистить.
Для всех Новый год – праздник, а для работников торговли – самая ударная страда. Не особенно смышленая Ленка Шабадинова решает воспользоваться случаем и подзаработать «продавцом на замену» в киоске, вот только рабочее место находится в другом населенном пункте, куда еще нужно добраться в канун торжества. На глазах открытой и предельно искренней девушки мир вокруг превращается в «Страну ОЗ», место, где никто не лжет, никто не скрывает своих намерений и действует открыто. Новый год оборачивается то триллером, то комедией, то мелодрамой – в ночь, когда вокруг царит русское застолье, возможно все что угодно!
Новогоднее кино – одна из самых главных скреп отечественного кинематографа, декабрь, а следом и пара недель января наполнят кинотеатры десятком российских лент, так или иначе привязанных к главному народному празднику. Какие-то ленты срывают куш, как «Ирония судьбы 2», какие-то превращаются в долгоиграющие проекты, как «Елки», а кому-то не удается закрепиться в памяти даже на пару дней, как каким-нибудь «полярным рейсам», «тарифам новогодний» или «праздникам взаперти», но одно незыблемо – праздник будет эксплуатироваться «в хвост и в гриву». А иначе зачем он?
Вот это самое «зачем он?» и застревает в голове после просмотра новой комедии Василия Сигарева «Страна ОЗ». Картина, при всей спорности ее строения, при аморальности ее населяющих персонажей, при невозможности демонстрировать ленту в некупированном виде ни в кино, ни по ТВ, вполне может вызвать живое обсуждение в обществе, может «взорвать» аудиторию не хуже «Горько» с «Выпускным», может стать той самой кинематографической «духовной» скрепой, которая, перекошенная, застопорит отечественный степлер «причесанного» удобного кино. А нужно ли нам такое? Мы к подобному готовы? Однозначно – нет, не готовы. Причем не готовы не только с потребительской, но и с производственной точки зрения.
И тут снова никуда не деться от сравнения с «Горько», причем сравнение это будет явно не в пользу «Страны». Какие бы яростные баталии ни вызывали сцены беспощадного пьянства на свадьбе с непременными танцами, падениями в фонтан и дракой, у «Горько» существовал глубокий подтекст, который делал кино не просто хорошим, а отличным, – это столкновение отцов и детей, их культур, их представления о прекрасном. В «Стране ОЗ» этот подтекст напрочь отсутствует. Конечно, какие-то попытки философствования проистекающему на экране безумию придаются, мол, «не мы такие – жизнь такая», но весь этот второй план слаб, застилаем гротеском, абсурдом, злым сарказмом, выходящим на план первый. Непредсказуемость сюжета, конечно, добавляет градуса интересу к действию, но она же является и серьезным минусом – общая канва рассыпается, превращая фильм в набор скетчей.
Сама по себе сюжетная сепарация – вещь не худшая, в конце концов те же «Елки» изначально являются набором новелл, но «Страна», к сожалению, избегает скрепления этих сегментов в целое. Главная героиня – обычно всего лишь наблюдатель, случайный незаметный участник обильного сумасшествия второстепенных героев. Зритель вместе с Ленкой словно подглядывает в замочную скважину или раскапывает чьи-то личные вещи, причем не самые публичные – и это не может не оставлять ощущения гадливости и брезгливости от просмотра фильма. И не то чтобы герои в фильме были предельно вычурны или далеки от реальности: что мамаша, торгующая дешевой косметикой, что ее двинутые на игрушках сыновья, что любвеобильный бард, что обитатели киоска или попутчики Ленки – узнаваемые лица и типажи, вот только автором демонстрируются исключительно мрачные стороны их личности. В отличие снова от того же «Горько».
В итоге даже при всем своем не самом простом юморе «Страна ОЗ» оставляет скорее тягостное впечатление – фильм смеется над болячками, смеется зло, не всегда умно и не во всем искренне. В качестве противопоставления очередным «SOS, Дед Мороз» или «Стране чудес» фильм Сигарева наверняка сработает, но за праздничным новогодним столом его «блюдо» станет той самой «заливной рыбой», которая гадость и о которой проще говорить, чем ее пробовать. Безусловно, будут у картины свои преданные фанаты, обязательно в определенной среде закрепятся фразы и словечки, почерпнутые у героев ленты, но народным подобное кино не может стать по определению – мы не любим собственное отражение, а отражение при неудачном освещении, с дурного ракурса и без грима – это и вовсе удар по самолюбию, как бы смешно мы ни выглядели.
Безусловным достижением «Страны ОЗ» при всех претензиях остаются актеры – в Яну Троянову невозможно не влюбиться, сложно остаться равнодушным к Гоше Куценко или Владимиру Симонову, бесподобны в своих коротких ролях Юлия Снигирь и Инна Чурикова, привычно сильны Евгений Цыганов и Александр Баширов, пародирующие сами себя. Их удовольствие от участия в «Стране ОЗ» ощутимо и понятно – актеру свойственна страсть к переодеванию. Но вот для зрителя фильм становится одним из разоблачений «рождественского чуда». Мы знаем, что для радости нам нужен алкоголь, что даже в самой крепкой семье случается адюльтер, что за решеткой оказаться – раз плюнуть. Но стоит ли этим портить праздник? Давайте веселиться!
С 3 декабря в кино.