Первый блокбастер из нового цикла «поттерианы» больше впечатляет фантастическими животными, чем волшебниками 1920-х
Британский чародей Ньют Саламандер (Эдди Редмэйн) прибывает в Нью-Йорк 1920-х с волшебным чемоданом, внутри которого находятся вольеры для множества магических животных. Ньют изучает этих зверей и готовится написать о них книгу. Когда Саламандер заходит в банк, он путает чемоданы, и его саквояж оказывается у Джейкоба Ковальски (Дэн Фоглер) – ничего не знающего о магии рабочего, который пытался взять кредит. Поскольку Ковальски даже не подозревает, что находится в чемодане, некоторые животные вырываются наружу, и Саламандеру приходится их ловить. В этом ему помогают Джейкоб и американские волшебницы, сестры Тина и Куини Голдштейн (Кэтрин Уотерстон и Элисон Судол). Ньют знакомится с Тиной, когда та арестовывает его за нелегальное применение магии. Тем временем высокопоставленный мракоборец Персивал Грейвс (Колин Фаррелл) плетет заговор, направленный против устоявшихся отношений между американскими волшебниками и простыми людьми.
Прежде мы знали Джоан Роулинг как сочинительницу супербестселлеров, превращенных в популярнейший киноцикл. Теперь мы можем узнать ее как создательницу оригинальных сценариев. «Фантастические твари» – это первый фильм из запланированного пятисерийного цикла, который расскажет о мире «Гарри Поттера» в первой половине XX века. Формально это приквел «поттерианы», но почти все его персонажи – новые герои, а не омоложенные «поттеровцы». Так что Дэвид Йейтс снял не предысторию своих прошлых картин, а свежий блокбастер.
Когда фильм готовился к прокату, его название казалось странным и неудачным. Трейлеры обещали противостояние людей и волшебников, и можно было предположить, что фантастические твари из саквояжа Саламандера будут лишь частью магического антуража драматичной политической интриги. Теперь, однако, понятно, что Роулинг с заглавием не промахнулась.
Название фильма обещает фантастических тварей, и именно это картина в первую очередь предлагает зрителям – охоту эксцентричного магозоолога Саламандера на причудливых тварей, которые разбежались по Нью-Йорку. Кто-то из них так мал, что легко помещается в кармане, а кто-то так велик, что может разогнать посетителей Центрального парка или снести пару зданий. Воображение авторов ленты не подвело, и каждый монстр получился по-своему поразительным и восхитительным. Соответственно, ни одна из «охотничьих» сцен не похожа на другую, и Йейтс и Роулинг сделали все их забавными, занимательными и фееричными.
Единственный недостаток этих замечательных фрагментов в том, что Саламандер многое знает о своих подопечных, и потому у него всегда есть план. Куда интереснее было бы, если бы зоолог имел дело с созданиями, которых ему прежде не приходилось ловить и которых он должен был бы «раскусывать» на лету. Всегда занятнее наблюдать за тем, как умный человек импровизирует, чем за тем, как он действует по заранее проработанному сценарию. Впрочем, есть своя прелесть в том, чтобы, например, попытаться раньше новых друзей Саламандера угадать, зачем для охоты на огромное чудище нужны чайник и таракан и почему Ньют уверен, что его план сработает.
А что же обещанная трейлерами магическая политика? Она в фильме тоже есть, но она куда менее интересна, чем охота на монстров. Ей попросту не уделено достаточно времени, чтобы она вышла за рамки уже знакомых по «поттериане» плоских клише. Кроме того, главного героя преимущественно волнуют его животные, и Ньют лишь ближе к концу ленты начинает активно участвовать в «людских» событиях. А отношение центрального персонажа к миру всегда окрашивает зрительский взгляд на вещи. Наконец, магические схватки «Фантастических тварей» куда слабее визуально, чем психоделические волшебные баталии, которые мы недавно видели в «Докторе Стрэндже». В сравнении с перекраиванием реальности испускание молний и беспрестанная телепортация (простите, «аппарация») кажутся банальными и устаревшими.
Новые герои цикла тоже радуют не так сильно, как хотелось бы. Ньют Саламандер слишком явно вписывается в навязший в зубах стереотип талантливого, но аутичного эксцентрика, и героя спасает лишь суперобаяние Эдди Редмэйна. В отличие от коллеги, Кэтрин Уотерстон суперобаянием не наделена, и ее блеклая героиня-доброхотка, не отличающаяся особым умом и способностями, «тонет» среди колоритных партнеров.
Дэн Фоглер выжимает все возможные гэги из образа комичного толстячка, но его персонаж нужен фильму лишь для того, чтобы с разинутым ртом взирать на все, с чем Джейкоб сталкивается в магическом мире. Помочь волшебникам ему особенно нечем. По крайней мере, он неплохо смешит публику.
Смоделированная по образу Мэрилин Монро Куини эффектно выглядит и развлекает зрителей тем, что без остановки читает мысли, отвечает на незаданные вопросы в духе милиционеров из «Бриллиантовой руки», ведет себя как «сексуальная кошечка» и оказывается полезнее сестры. Но так как сюжет оттесняет Куини на второй план, то полный потенциал этой героини не раскрывается.
Кажется, Роулинг поступила бы умнее, если бы совместила сестер Голдштейн в одной женщине. Правда, в этом случае в фильме была бы лишь одна романтическая линия (писательница сводит Ньюта с Тиной, а Джейкоба – с Куини). Но так как рисовать генеалогические древа у Роулинг получается лучше, чем сочинять убедительные любовные диалоги, то фильм от урезания романтики выиграл бы, а не проиграл.
Наконец, Колин Фаррелл в очередной раз напоминает, что у него чуть меньше харизмы, чем нужно, чтобы быть мощным центральным персонажем. Он неплох в своей роли, но на его месте должен был быть кто-то более впечатляющий.
Стоит отметить, что фильму не случайно присвоен рейтинг «12+». Конечно, в «Тварях» нет эротики, ругательств и кровавого насилия, но в картине присутствуют мрачные, неприятные для впечатлительных зрителей сцены, которые, кстати, не очень-то сочетаются с развеселой охотой на сносорогов и нюхлей. Подтверждается то, о чем говорят авторы фильма в интервью, – что у Роулинг и студии были разные идеи насчет тональности ленты и что итоговый результат – плод с трудом достигнутого компромисса. Который, как это часто бывает с компромиссами, никого полностью не удовлетворяет.
В общем, заплатив за билет, вы сможете развлечься и увидеть немало красивого и удивительного. Но если вы требовательны, то выйдете из зала с ощущением, что «Фантастические твари» проработаны хуже, чем книги Роулинг. Нет, это не приквелы «Звездных войн» в сравнении с первой трилогией, но и не равноценное «продолжение банкета».
С 17 ноября в кино.