Пять историй, крайне эфемерно и натянуто связанные между собой, – скорее похоже на набор короткометражек, чем на настоящее кино. Ждать от режиссерского и сценарного дебюта многого не стоит, тем более что и актеры не слишком расстарались
Отец и сын, приятели, бывшие возлюбленные и едва обручившиеся молодожены – говорить о любви, дружбе, преданности, мечтах, любви им приходилось раньше и наверняка предстоит еще, но в данный момент времени слова даются особенно тяжело. Диалог ведется не столько с собеседником, сколько с внутренним «я». В таком диалоге не соврешь и не скроешься за слоем пустых слов, но и пережить такой диалог сложнее любого экзамена или признания…
Продюсера Сергея Сельянова сложно заподозрить в ангажированности или непрофессионализме, поэтому его имя и название его компании СТВ в титрах фильма заранее настраивают на серьезную, не требующую лишних рекомендаций или пояснений работу, однако на самом деле это не так. «Диалогам» явно не хватает слаженности, сбитости и какой-то сосредоточенности, все части фильма по отдельности выглядят чужеродными, даже противными друг другу. Заслуженное имя продюсера заставляет вглядываться и вдумываться в поисках скрытых смыслов, но ведь вполне может оказаться, что черной кошки в темной комнате и нет.
Для начала справедливое сомнение в правильности происходящего на экране вызывает само строение картины. «Диалоги» – это пять не связанных друг с другом новелл, снятых режиссером Ириной Волковой. Довольно странное сочетание – альманах независимых короткометражек одного режиссера, выдаваемый за полнометражную картину, все-таки зрители обычно привыкли видеть набор отдельных мини-картин разных режиссеров, объединенных одним замыслом (вроде «Мам» или «Елок»), или же, наоборот, сплетение разных историй в единый узел от одного автора (как это было в «Интимных местах», например). «Диалоги» же похожи на дипломную работу студента-инженера, составленную из нескольких чертежей, которые на протяжении своей учебы он готовил в качестве курсовых работ, – по отдельности вроде каждый тянет на «пятерку», а вот вместе они могут и не «сыграть». Так и «Диалоги» – вместе не играют. Сложно найти какой-то камертон, от которого пляшут пять новелл, трудно подвести все пять историй под один знаменатель, зрителю придется ловить себя на мысли, что смыслы он множит зря.
Сложно не только зрителю в кинозале, непросто приходится и актерам в кадре. Обилие неизбежных пресловутых диалогов при почти полном отсутствии какого-то базиса под характерами и ситуациями заставляет нервничать всех находящихся в кадре. Как ни странно, больше всего это заметно по наиболее опытным актерам. Владимир Меньшов словно не чувствует опоры и настроения, вынужденный повторять одну и ту же фразу десятки раз, с пустыми глазами перемещаются в кадре Евгений Цыганов и Ольга Сутулова, придавлен слишком абстрактным образом и ситуацией Александр Яценко – смотреть на это не слишком занимательно, даже дискомфортно, словно смотришь неудачные пробы, что-то неготовое или поспешно сделанное.
Не нужно быть Нострадамусом, чтобы предсказать «Диалогам», мягко говоря, слабый интерес зрителей – картина действительно небогата привлекательными «манками», даже наличие интересных актеров не делает из фильма Волковой привлекательное зрелище. Можно было бы предположить, что при слабой визуальной части инициативу на себя возьмет часть содержательная, но и тут никаких открытий вы не дождетесь: под разным соусом герои беседуют о смерти, о преходящей сути всего окружающего, касаются любви, которая тоже не вечна, дружбы, которая странна, но, повторенные пять раз в разной форме, эти слова не становятся чем-то великим. Всего лишь размышления, сиюминутные, как и ситуации, в которых оказываются герои. Такими диалогами полна каждая кухня, курилка или кафе – стоит ли смотреть на это со стороны? Возможно, но совсем не обязательно. И тем более не пятью разными взглядами.