Необязательность злобы и соблазна, эмоции, каковые не хотелось и не удалось сдержать, помноженные на кровавое, неоправданно безжалостное уничтожение тела и разума, открывают неограниченные возможности для разгула смерти и злодейства, и они, как обычно у Ким Ки-дука, лезут "non stop" будто из рога изобилия, пока режиссер не сочтет нужным поставить финальную точку. Так, "Остров" и "Реальный вымысел" превращались в безостановочное убийство, "Адрес неизвестен" и "Плохой парень" -- в непрерывное избиение, насилие и увечье. Герои "Береговой охраны" -- Ми-чен и ефрейтор Кан также, как проштрафившиеся персонажи более ранних картин -- оборачиваются подобием Вечного жида или Мальмота-скитальца...
Берег океана, пляж, пограничная зона, солдаты-призывники проходят срочную службу. Рядом с военной базой – развалюшка, где обитают торговец рыбой и его юная сестра Ми-чен. Время от времени они устраивают вечеринки, и гости, выпив, хамят военному патрулю, в грузной амуниции курсирующему вдоль кромки прибоя, увязая по щиколотку в гальке. Ефрейтора Кана бесят издевки. Разве можно терпеть штатских, транжирящих время за пивом, когда он, ефрейтор, охраняет родину? Но чем сильнее он злится, тем более вызывающе ведут себя озорники. Кан мечтает отомстить. Не менее страстно он желает выказать бдительность и подстрелить шпиона – после захода солнца вход на пляж запрещен, нарушитель, не зависимо от возраста и пола, рискует получить пулю – и однажды ночью безжалостно расстреливает возлюбленного Ми-чен, которого та, забавляясь, заманивает за ограждение. Любовник превращается в фарш. Ми-чен, прижимая к груди его оторванную руку, сходит с ума. Когда Кан понимает, что натворил, он тоже теряет рассудок. Лиха беда начало.
Многократное повторение жестоких сцен, обычных для Ким Ки-дука, не дает новой информации и не вызывает эмоциональных всплесков. Как масляное масло: малосодержательно, но веско. Сгустки крови, застрявшие в глотке рыболовные крючки, стекло и сталь, впивающиеся в плоть, растерзанные животные, откушенные головы, выбитые глаза, человек в мешке со змеями. Лишь приступы тошноты. Однако этого и добивается автор, ибо в данном случае именно неконтролируемая физиологическая реакция вызывает у зрителя отклик, запрограммированный режиссером. Ким Ки-дук "озабочен не психологией, а физиологией бытия". Каждый знает, что время не имеет обратного хода, что мир однообразен в своей жестокости. Но чтобы заставить ощутить это, показать жизнь в непривычном ракурсе, нужен метод, например, спазмы в желудке.
Ким Ки-дук пользуется людьми как частями целого. Персонажи "Береговой охраны" с их страстями, фобиями и предпочтениями мало интересуют режиссера. Также немного его занимает хронология, национальная специфика и фабула: им он отдает лишь формальную драматургическую дань. Спустя несколько минут сюжет превращается в круговерть повторяющихся событий и после очередной репризы на него перестаешь обращать внимание. Остаются вещи, которые подразумеваются. Однако они практически всегда (исключая "Плохого парня") сводятся к двум положениям: 1) время/ход событий нельзя повернуть вспять, ибо все взаимосвязано, 2) насилие – путь трансценденции, наравне с религией и культурой приводящий человека от "случайного опыта к экстазу" (Клайв Белл). "Насилие – важный источник энергии. Я знаю, о чем говорю: меня много били. Бил отец, парни на улице, полицейские, били на флоте. И я понял, что насилие – это взаимодействие, в результате которого рождается нечто новое" (Ким Ки-дук).
Возможно, "нового" нет, но такой радикализм пока не по зубам даже эпатажнику Ким Ки-дуку. Истину – нечто более обширное, нежели насилие и необратимость – даже если чувствуешь ее дыхание, трудно распистонить, как шпиона на каменистом пляже.Скорее она похожа на ускользающую рыбу в "Острове" – изрядно потрепанную, но непобежденную.