Дэв Патель дебютирует в режиссуре с триллером о мести врукопашную.
В вымышленном индийском городе Ятана на границе благородной нищеты и голодной смерти старается выжить безымянный герой, к которому окружающие обращаются в основном «Эй, парень» (Дев Патель). Парень перебивается случайными заработками, а по ночам выходит на подпольный ринг в маске гориллы против других таких же обезличенных бойцов – тешить охочую до крови публику и поддерживать на плаву маленькую букмекерскую империю Тигра (Шарлто Копли). Но в сердце Парня зияет незаживающая рана, подпитываемая клокочущей яростью и жаждой мести: во время уничтожения продажными полицейскими родной деревни он еще ребенком стал свидетелем жестокого убийства матери (Адити Калькунте) шефом полиции Раной (Сикандар Кхер). Когда Парню удается устроиться на работу в заведение, где собирается высший свет города, он медленно, но верно начинает приближаться к претворению в жизнь плана кровавой мести.
Нехитрый сюжет «Манкимэна» уместится на одном листе. Герой теряет близкого человека, затем себя в омуте ярости и отчаяния, готовит страшную месть, проходит испытания, преодолевает препятствия и наконец совершает задуманное. Становится ли ему от этого легче? Каждый автор на животрепещущий вопрос отвечает по-своему. Кто-то подводит зрителей к мысли о всепоглощающей, испепеляющей все на пути природе насилия, кто-то останавливается в полушаге от морализаторства и ставит во главу угла лишь экшен. Дев Патель выбрал иной подход и добавил истории социальный контекст. Население Индии только официально говорит на 21 языке и исповедует пять религий, что вкупе с бедностью, высоким уровнем коррупции и низким – образования ожидаемо ведет к трагедиям на почве ненависти и ксенофобии. Деревня, где родился Парень, была уничтожена по приказу набирающего популярность религиозного лидера Бабы Шакти (Макранд Дешпандэ) лишь для того, чтобы на освободившемся месте построить мегафабрику. Шакти, в свою очередь, обслуживает интересы продажного политика, избирающегося на пост мэра Ятаны от националистической партии, лозунги которой схожи с риторикой одного небезызвестного оранжевого экс-президента США. Фоном Патель пускает реальные новостные сводки, фиксирующие подогреваемые сверху агрессию и хаос в обществе: погромы в мусульманских и христианских кварталах, жесткие разгоны мирных демонстраций и прочие ужасы.
Даже Ятана – название города, где разворачиваются события фильма, – с хинди переводится как «пытка». А Парень, не смыкающий ни на секунду глаз, комок нервов, живущий только мыслью о мести, – порождение терзаемого народа, настоящий национальный герой, оживший миф о боге-обезьяне Ханумане. Патель сознательно и ловко вплетает в современный, пусть и гротескный сюжет о коррупционерах и их жертвах индуистские мотивы. Во время пресс-конференции на фестивале SXSW, где проходила премьера фильма, дебютант сказал:
«Мне кажется, система иногда злоупотребляет боевиками. А я хотел бы дать жанру душу, травму, настоящую боль. […] И привнести в него чуть-чуть культуры».
С культурой «Манкимэн» обходится аккуратно и обстоятельно. Индия Пателя одинаково осязаема и в сверкающем небоскребе среди развращенных богачей и эскортниц с печальным взором, и в трущобах, пропитанных запахами пота, горящего масла и масалы, где дети спят на газетах посреди улиц. Сонастроенности зрителя с экранной жизнью способствует предельно тактильная камера, невротичный монтаж и колоссальная визуальная плотность. Патель-режиссер использует общие планы редко, но умело, концентрируясь в основном на «крупняках» и деталях, залезая героям буквально под кожу – модный прием среди экономных дебютантов. А одной из лучших во всем фильме можно назвать сложнейшую сцену путешествия кошелька одной из антагонисток в руки Парня по бушующим бедной, но яркой жизнью улицам города.
Ситуация слегка омрачается, когда дело доходит до экшена. Несмотря на впечатляющую физическую форму и несомненную подготовку к роли, Патель не может похвастаться каскадерским прошлым или богатым опытом игры в боевиках. Там, где драматические таланты уступают место рукопашной, Патель-актер со свойственным ему благородством жалеет партнеров по площадке. Поэтому драки хоть и брутальны, но медлительны. В некоторые моменты недостаток динамики удается скрыть с помощью монтажа в духе фильмов о Джейсоне Борне или хитрого рапида, однако зрелищность все равно страдает. В качестве компенсации зрителям предлагается, во-первых, длительность экшен-сцен: первая по-настоящему значимая продолжается добрых 15 минут, а локации меняются быстрее, чем в любом приключенческом фильме. А во-вторых, умеренность, которую потерял Чад Стахелски в четвертом «Джоне Уике»: Патель прекрасно ухватил суть современных боевиков и сделал ставку на стремительные, яростные, плотные стычки, из которых складывается хореографический рисунок экшен-сцены. Покупая пистолет, Парень получает бесплатный совет от продавца: револьвер – убойная штука, если подобраться поближе. «Поближе меня устраивает», – отвечает герой.
«Манкимэн» обречен не только на прекрасную прессу, но и как минимум на симпатию зрителей. Фильма Дева Пателя пусть и не лишен традиционных болячек кинодебюта, но сделан с обезоруживающей любовью. А долгий и тернистый путь картины от идеи до полноценной кинотеатральной премьеры когда-нибудь может лечь в основу отличного производственного триллера о терпении и воле (Пателя сперва отговаривали от съемок продюсеры, затем процесс чуть не сорвала пандемия, а когда фильм все же был снят, без продюсерского патронажа Джордана Пила в кинотеатры мог не попасть вовсе). Многие критики после выхода «Манкимэна» в прокат принялись говорить о революции в жанре, что, пожалуй, излишне смелое заявление. Но, если угодно, характеризовать дебют Пателя в режиссуре можно как постэкшен – более душевный, чувственный, культурно ангажированный поджанр боевика, не забывающий о брутальности, но и не чурающийся человечности.
Смотрите «Манкимэн» в российском прокате с 11 апреля.
Сеттинг сам по себе хорош. После стерильных боевиков и комиксов последних лет трущобы Мумбаи выглядят очень смачно!
Хотя показательный контраст "зажравшиеся богачи/голодающие бедняки" - ну очень избитый приём.
Но сама история в фильме вообще ерунда.
(Дальше спойлеры)
По идее после провала первоначальной миссии главный герой должен был в храме д...уховно переродиться и возвыситься над своими мелкими мстями.
Это было бы классно и необычно для фильмов подобного сорта.
Но не случилось. Весь свой трансцендентный приход , случившийся в храме на веществах, он в общем-то просрал. Просто проспался, встал и пошёл дальше делать то, что делал. Но только с самодельеными бомбочками.
И в зачем-то обесцвеченной маске. Вот, тоже вопрос, нафик заморочился с отбеливанием маски, а потом сразу выкинул?
Что хотел , как говорится, сказать автор?)
То есть сценаристы явно замахнулись на что-то большее, чем просто экзотический боевик,но сдулись....
На шестёрку из десяти тянет кино.