Может быть, он не передает всей сложности исходного романа, но "Один день" -- это забавный, обаятельный и занимательный фильм, и даже немного больше.
День Святого Свитуна, 1988 год. Педантичная Эмма (Хэтэуэй) и эпатажный Декстер (Стерджесс) проводят ночь вместе в свой последний учебный день в Эдинбургском университете. Мы видим каждое 15 июля последующих 20 с чем-то лет, следя за развитием их дружбы и наблюдая за тем, как их жизненные пути расходятся и сходятся вновь, по мере того, как они становятся старше.
Третий роман Дэвида Николса с подзаголовком "Двадцать лет, два человека" в 2009 году был на всех книжных витринах и распродажах, и с тех пор прочно укоренился в списках книжных клубов. Однако несмотря на ее популярность и успех, книга Николса – это не просто пляжное чтиво. Игривая структура романа – мы видим двух друзей в один и тот же день на протяжении 20 лет – позволяет ему выстроить узнаваемые и трогательные отношения центральных героев, тонко подметить все изменения, произошедшие с Англией за последние 20 лет, и нарисовать горькую картину стремлений молодости, увядающих с течением времени.
В своем следующем за «Воспитанием чувств» /Education, An/ (2009) фильме Лоне Шерфиг остается верной структуре романа Николса, но оказывается неспособной передать ни его стремлений, ни аутентичности. Вместо этого экранизация "Одного дня" приятно радует изображением отношений. Запечатлевая моменты жизней Эммы (Энн Хэтэуэй), от радикальной студентки до подавленной работницы фастфуда и затем до успешной детской писательницы, и Декстера (Джим Стерджесс), от беззаботного студента до успешного ведущего вечерних телешоу и затем до разбитого неудачника, фильм Шерфиг не плавно скользит, а скорее перепрыгивает от нежности и незрелости к более широкой комедийной чувственности и напыщенной романтике.
Адаптировавший собственную книгу, Николс-сценарист оказывается достаточно проницательным, чтобы позаимствовать лучшие строки – "Если бы я мог сделать тебе всего один подарок за всю оставшуюся жизнь, это был бы дар уверенности; или он, или ароматизированная свечка" – и лучшие эпизоды у Николса-романиста. Лучшие моменты книги – неудавшийся отпуск и игра "Ты там, Мориарти?" – всегда просились на экран. Но без внутренних монологов они лишены той эмоциональной значимости, которая придается им в книге – годы проходят, но возраст героев едва ли ощущается на экране.
"Воспитанием чувств" Шерфиг показала, что ей хорошо удаются портреты молодых людей в поисках себя, и в ее новом фильме это заметно. Стерджесс и Хэтэуэй удачно изображают "друзей с давней историей", и их взросление выглядит реалистичным. Джиму отлично удается грустный баловень судьбы Декстер, а Энн отказывается от своего йоркширского акцента, чтобы быть больше похожей на Эмму. Отличный второй план представлен Патрисией Кларксон (мама Декстера), Кеном Скоттом (папа Декстера) и Ромолой Гараи (жена Декстера), но кому удается заткнуть всех за пояс, так это Рэйфу Споллу в роли любителя "Стар Трека", неудавшегося комедианта и бойфренда Эммы.