«Герои против злодеев» – так можно описать сценарии большинства остросюжетных картин. Но, конечно, бывают и картины, где все или практически все персонажи – настоящие, эгоистичные негодяи
Мэтрам голливудского артхаусного кино братьям Коэн не потребовалось долго раскручиваться, чтобы привлечь внимание критиков и киноманов. Первая же их лента «Просто кровь» была удостоена целого ряда фестивальных наград, включая престижный Гран-при жюри фестиваля «Сандэнс». Она рассказывала о владельце провинциального бара, который нанимает частного детектива, чтобы убить жену-изменщицу и ее любовника-бармена. Как нетрудно догадаться по названию ленты, ничем хорошим это криминальное предприятие не заканчивается. Помимо Джоэла и Итана Коэнов в «Просто крови» дебютировали оператор Барри Зонненфельд, будущий постановщик «Людей в черном», и актриса Фрэнсис МакДорманд, супруга и муза Джоэла.
Прославившись в классическом хорроре «Хэллоуин», Джейми Ли Кертис не задержалась в мрачном жанре. Вместо этого она уже к середине 1980-х зарекомендовала себя как комедиантка, а в 1988-м снялась в картине, которая считается одной из лучших криминальных комедий десятилетия. Героями «Рыбки по имени Ванда» были британские и американские уголовники, которые напропалую предавали друг друга, пытаясь присвоить совместно украденные бриллианты. Одну из главных ролей в картине сыграл ее сценарист и сорежиссер Джон Клиз – бывший участник знаменитой комик-труппы Monty Python. Фильм был номинирован на три «Оскара». Он принес статуэтку за роль второго плана Кевину Клайну.
Когда мы сейчас думаем о режиссере Сэме Рейми, мы вспоминаем либо трилогию «Человек-паук», которая сделала его мастером блокбастеров, либо эпопею «Зловещие мертвецы», которая принесла ему первую славу. Но в фильмографии Рейми есть и замечательные ленты, не имеющие отношения к фантастике или мистике. В криминальном триллере «Простой план» трое героев случайно находят разбившийся самолет с огромной суммой денег на борту. Они уговариваются не сдавать явно преступные деньги в полицию, а честно поделить их между собой. Но соблазн оказывается слишком велик, и «простой план» быстро превращается в запутанную череду предательств.
Любившее конфликты хорошего с лучшим советское кино – это, казалось бы, последнее место, где можно встретить фильм о злодеях. И тем не менее на излете советской эпохи Станислав Говорухин экранизировал классический детективный роман Агаты Кристи. Поначалу герои ленты, собравшиеся на уединенном острове, кажутся самыми обычными добропорядочными англичанами, но затем зрители узнают, что каждый из персонажей виновен в убийстве. Им суждено умереть на острове, если они вовремя не догадаются, кто из них организовал смертельный «междусобойчик». Между прочим, советский фильм – единственная экранизация романа, сохранившая его оригинальное заглавие. Ведь использованное Кристи слово nigger сейчас на Западе считается неприличным.
Все знают, что тогда еще братья Вачовски прославились, придумав и поставив «Матрицу». Настоящие же киноманы в курсе, что тремя годами ранее Вачовски сняли Джину Гершон и Дженнифер Тилли в малобюджетном криминальном триллере, который начинается почти как порнофильм – слесарь знакомится со скучающей домохозяйкой. В «Связи», однако, слесарь – женщина. И героини фильма не только занимаются любовью, но и придумывают, как украсть деньги мафии, на которую работает бойфренд домохозяйки. У Вачовски была возможность существенно увеличить бюджет картины, но для этого нужно было сделать слесаря мужчиной. Они наотрез отказались («Зачем снимать кино, которое уже много раз было снято?») и уложились в шесть миллионов долларов.
Вплоть до самой кульминации комедии Фрэнка Оза зрителям кажется, что фильм рассказывает о двух профессиональных обманщиках, которые соревнуются в том, кто быстрее выцыганит 50 тысяч долларов у наивной наследницы. Но в конце картины выясняется, что главная героиня ленты – тоже мошенница и что это она «обувает» Фрэдди и Лоуренса, а не они ее. Так что картина оказывается вполне подходящей для нашего хит-парада. Что, впрочем, не делает ее менее веселой и солнечной. Пожалуй, это самое позитивное кино в нашем перечне. Майкл Кейн был за «Мошенников» номинирован на «Золотой глобус» в категории «ведущий актер мюзикла или комедии».
Придумывая российское название криминального триллера Стивена Содерберга, наши прокатчики обсчитались. Речь в фильме идет не об одиннадцати, а о десяти подручных опытного грабителя, которые вместе и одновременно грабят сразу три крупнейших казино Лас-Вегаса. Впрочем, при желании к числу друзей Оушена также можно отнести его бывшую жену, которую герой «возвращает» по ходу своей тщательно продуманной и исключительно хитроумной операции. Но разве женщины и мужчины могут дружить? Только не в фильмах с участием Джорджа Клуни и Джулии Робертс…
Формально главную роль в эпической криминально-исторической ленте Мартина Скорсезе сыграл Леонардо Ди Каприо. Но «Банды Нью-Йорка» – это вам не «Титаник» и не «Выживший». Кумир миллионов попросту утонул в сиянии харизмы Дэниела Дэй-Льюиса, который изобразил злейшего врага главного героя. Забавно, что англичанин Дэй-Льюис был нанят для того, чтобы сыграть предводителя «урожденных» американских бандитов, в то время как итальянскому американцу Ди Каприо досталась роль главаря ирландских иммигрантов, отвоевывающих свое место под солнцем в бедных кварталах Нью-Йорка XIX века. Но на то и актерство, чтобы изображать тех, кем не являешься.
В 1980 году президент Кубы Фидель Кастро разрешил всем желающим покинуть «Остров свободы» и уплыть в США. Несколько месяцев спустя, приняв более 120 тысяч кубинских мигрантов, американское правительство запросило пощады и договорилось с Кастро о закрытии границ. Оказалось, что среди бежавших были толпы уголовников и бывших пациентов психиатрических больниц, от которых кубинское правительство под шумок отделалось. Именно тогда, в 1980 году, во Флориду приплыл вымышленный главный герой гангстерского триллера Брайана де Пальмы. В дальнейшем он пробился на вершину криминального мира Майами. Полезно быть почти что бездушным психопатом-убийцей! Аль Пачино был номинирован на «Золотой глобус» за эту роль.
Знаменитый британский режиссер Гай Ричи происходит из аристократической семьи (его мать в дальнем родстве со средневековым королем Эдвардом I, персонажем «Храброго сердца»). Однако прославился он не салонными драмами, а зажигательными криминальными триллерами о мелких и крупных бандитах. В «Картах…» запутанный и изощренный сюжет начинается с того, что молодой шулер пытается обыграть в карты влиятельного криминального босса и оказывается по уши в долгах. Вместе с друзьями он старается раздобыть нужную сумму, и ситуация все более запутывается… Фильм стал экранным дебютом Винни Джонса и Джейсона Стэтема.
Драматург Уильям Голдман написал оскароносный сценарий этого вестерна по весьма неожиданной причине. Читая историю реальных бандитов Дикого Запада, он был поражен тем, что Буч Кэссиди и Сандэнс Кид после череды преступлений в США сбежали в Южную Америку и там тоже стали знаменитыми грабителями. Режиссер Джордж Рой Хилл превратил сценарий Голдмана в блестящую ленту, которая удостоилась еще трех «Оскаров» – за лучшую операторскую работу, лучшую музыку и лучшую песню. Как это ни удивительно, голливудские киноакадемики обошли номинациями актеров Пола Ньюмана и Роберта Редфорда, которые мастерски убедили публику влюбиться в их неисправимых персонажей.
Вслед за «Картами, деньгами, двумя стволами» Гай Ричи поставил еще более размашистый и лихо закрученный криминальный триллер, сюжет которого в принципе невозможно свести к паре предложений. Поэтому заметим лишь, что в «Большом куше» участвуют британские грабители и бандиты, русский торговец оружием, американский гангстер, ирландские «странники» (те же цыгане, только из другого народа)… И еще много разных причудливых и колоритных персонажей. Картина считается одной из лучших постановок во всей истории британского кино.
Вопреки русскому названию фильма, в персонажах криминальной драмы Мартина Скорсезе очень мало славного. Да, если застать их расслабляющимися в престижном ресторане, то издалека их можно принять за обычных состоятельных американцев. Но подойдите поближе, и у вас по спине пробежит холодок. Ведь персонажи «Славных парней» – жестокие итальянские мафиози, а главный герой фильма – гангстер, который избежал наказания за большинство своих преступлений, сдав подельников ФБР. Картина была номинирована на шесть «Оскаров» и получила всего одну статуэтку. Она досталась Джо Пеши за роль второго плана. Сейчас тем не менее «Славных парней» числят среди лучших голливудских картин.
Еще один пример иронического названия, отнюдь не отражающего сущность происходящего в фильме. «Хороший» герой Клинта Иствуда привлекательнее «плохого» героя Ли ван Клифа, и он ведет себя достойнее. Но оба они – не уважающие закон преступники, которые в разгар американской Гражданской войны пытаются нажиться, присвоив золото армии конфедератов. Третий главный герой картины – также замешанный в поиски золота мексиканский бандит, разыскиваемый за множество преступлений. Картина Серджо Леоне – одно из величайших достижений итальянского и мирового жанрового кино.
Трудно придумать более благородное занятие, чем «крестный отец» – человек, который при крещении ребенка обязуется помочь родителям воспитать малыша в христианской вере. К сожалению, блистательный фильм Фрэнсиса Форда Копполы наделил это словосочетание мрачным смыслом. Заглавный герой «Крестного отца» – суровый босс итальянской мафии, передающий профессию своим детям, родным и крестным… Впрочем, зачем пытаться представить картину, которая в представлении не нуждается? За всю историю кино не было снято лучшей ленты о погружении в криминальную бездну. И хотя в фильме несколько десятков персонажей, все они либо входят в мафию, либо сотрудничают с ней. Либо это жены и матери гангстеров. Коппола специально выстроил «изолированный» экранный мир, чтобы высветить тонкие оттенки преступной души, а не показывать злодеев по контрасту с героями. Фильм был удостоен трех «Оскаров»: лучший фильм, лучший адаптированный сценарий, лучший ведущий актер (Марлон Брандо).