Обаятельная, но неуклюжая французская семейная трагикомедия об отце и дочери, к которым внезапно возвращается давно пропавшая мать девочки
Беззаботный французский ловелас Сэм (Омар Си) получает неожиданный «подарок». Кристин (Клеманс Поэзи), с которой у него годом ранее был короткий курортный роман, привозит ему младенца и заявляет, что это его дочь Глория. После этого Кристин исчезает. Сэм не жаждет заботиться о маленьком ребенке, и он пытается разыскать Кристин, чтобы вернуть ей девочку. Однако вскоре он привязывается к Глории и начинает искренне о ней заботиться. Поиски приводят Сэма в Лондон, и он остается там жить и работать каскадером. Проходят годы. Глория вырастает в очаровательную школьницу, обожающую отца и скучающую по матери. Внезапно Кристин возвращается в жизнь дочери и объявляет, что душевные и житейские проблемы, из-за которых она отказалась от ребенка, остались в прошлом и что теперь она хочет получить опеку над девочкой и наверстать упущенное.
Рецензию на новую французскую семейную трагикомедию стоит начать с того, что «2+1» – это довольно близкий к оригиналу ремейк мексиканской ленты 2013 года «Инструкции не прилагаются», одной из самых коммерчески успешных картин в истории Мексики. Если бы французы сняли ремейк голливудской постановки, на этом можно было бы рецензию завершить. Зачем смотреть точный ремейк, если есть достойный оригинал? Но мексиканское кино в мире и в России известно куда хуже, чем голливудские ленты. Кроме того, французский комик Омар Си заметно обаятельнее, чем Эухенио Дербес, исполнивший главную роль в «Инструкциях», а юмор «2+1» менее натужно-фарсовый, чем юмор центральноамериканского оригинала. Так что, хотя мексиканская лента выходила в российский прокат и издавалась у нас на видео, игнорировать из-за этого французский ремейк было бы неумно.
Другое дело, что приглашение на главную роль темнокожего актера разрушило один из ключевых визуальных мотивов «Инструкций». Герой Дербеса заботится о белокурой малышке, которая куда больше похожа на мать-американку, чем на отца-мексиканца. Поэтому, когда мать возвращается в жизнь дочери, герою даже самому себе приходится доказывать, что он более подходящий родитель, чем блудная мамаша. Ведь мать и дочь так гармонично смотрятся вместе! Сэм же растит миленькую мулатку, которая хоть и светлее его, но все же куда более «черная», чем «белая». Поэтому белая, да еще и блондинистая Кристин визуально воспринимается как чужеродный элемент, а не как родитель, которого все эти годы недоставало.
Кроме того, между американцами и мексиканцами пролегает колоссальная социальная пропасть, а между европейцами ее нет. Так что у Сэма нет никаких оснований считать, что Кристин лучше позаботится о дочери просто потому, что у нее кожа и паспорт другого оттенка. Это слишком упрощает сентиментальные пертурбации, которые образуют суть постановки. Ведь, несмотря на обилие шуток и гэгов (в частности, фильм выжимает много юмора из того, что Сэм так и не выучил английский язык и что он пользуется дочерью как переводчиком), «2+1» ближе к семейным драмам, чем к семейным комедиям, и к концу постановки зрители должны прослезиться, а не надорвать животики.
Не став воспроизводить социальные нюансы «Инструкций», «2+1» сохранила мексиканский сюжет с «мексиканскими» сюжетными поворотами в духе «мыльных опер». При этом французская лента, как и оригинал 2013 года, заигралась в сюжетные тайны. Невозможно представить, что главный герой, который хоть и ведет себя эксцентрично, но всем сердцем любит дочь и думает только об ее благе, будет хранить в почти полной тайне то, что в кульминации фильма становится главным сюжетным откровением. Если Сэм не поведал эту тайну ни учителям дочери, ни Кристин, ни адвокату и судье во время разбирательства о судьбе малышки, то он просто мерзавец. Можно обосновать, почему Глория не должна знать правду, но все взрослые люди в ее жизни должны быть в курсе происходящего, и двух мнений тут быть не может. По крайней мере, «Инструкции» могут спрятаться за национальную «мыльную» традицию, отвергающую психологический реализм. А что «2+1» может сказать в свое оправдание, кроме «Мы не виноваты, мы списали у мексиканцев!»?
Также приходится отметить, что, хоть юмор «2+1» не такой клоунско-ребячливый, как в мексиканской картине, он все равно порой довольно неуклюжий и плохо сочетающийся с мрачноватым сюжетом ленты. Если бы режиссер Хьюго Желен вырезал на монтаже некоторые особенно убогие и ненужные попытки хохмить, то картина получилась бы цельнее и собраннее.
Вышеперечисленные проблемы приводят к тому, что когда лента забывает о юморе и уходит в сентиментальный пафос, ради которого она, собственно, снята, эмоциональный удар получается куда слабее, чем он мог бы быть, если бы картина была поставлена и разыграна как по нотам, без отвлекающих несуразностей. К счастью, обаяние актеров, которое критично для подобных постановок, удерживает фильм на плаву, а с моралью картины о том, как важно каждое проведенное с ребенком мгновение, невозможно не согласиться.
С 12 января в кино.