Несмотря на превосходный актерский состав и мастерство (а в случае Найтли -- еще и смелость) исполнителей, фильм кажется аскетичным и оставляет впечатление какой-то скованности, эмоциональной подавленности. Кроненбергу не удалось заворожить зрителя так, как он умел это делать, находясь на пике формы
Несмотря на превосходный актерский состав и мастерство (а в случае Найтли – еще и смелость) исполнителей, фильм кажется аскетичным и оставляет впечатление какой-то скованности, эмоциональной подавленности. Кроненбергу не удалось заворожить зрителя так, как он умел это делать, находясь на пике формы
Швейцария, начало ХХ-го столетия. Карл Юнг (Фассбендер), ученик отца психотерапии Зигмунда Фрейда (Мортенсен), начинает лечение молодой женщины (Найтли) с серьезными психическими нарушениями. Их отношения переходят в опасную близость, а Юнг начинает задумываться над тем, нет ли в теориях Фрейда фатальных ошибок.
"Опасный метод" и есть самая настоящая "разговорная терапия", так что фаны Кроненберга, жаждущие лицезреть взрывающиеся головы и гибриды человека с насекомыми, могут со спокойной душой вернуться к своим коллекциям фильмов на DVD. Вместо этого в "Опасном методе" очень много, скажем так, беседуют. Что ж, в теории беседа, в которой два титана раннего психоанализа спорят о том, что в психологии является доминирующим фактором – секс, по знаменитому утверждению Фрейда, или нечто большее, как считает его ученик и в недалеком будущем соперник Юнг, – должна быть захватывающей.
Общеизвестно, что на протяжении вот уже двух десятилетий Кроненберг постепенно отходит от хоррора своих ранних лент (исключением является разве что «Экзистенция»). Две его последних картины, "Оправданная жестокость" и "Порок на экспорт", были вполне приемлемы для зрительской аудитории мультиплексов. "Опасный метод" продолжает эту тенденцию к респектабельности. Снятый по пьесе Кристофера Хэмптона фильм – это скрупулезное, несколько сдержанное повествование о борьбе двух людей за концептуальное лидерство. Все это, казалось бы, должно быть крайне интересно, только вот в сценарии довольно часто концы не сходятся с концами, и обещанного интеллектуального фейерверка мы так и не дождемся.
Первая и самая серьезная проблема, которую ставит перед нами фильм, – это тревожащее, чувственное исполнение Кирой Найтли роли Сабины Шпильрейн, пациентки и любовницы Юнга. В первый раз мы видим ее связанной в карете, которая мчится в психбольницу. Извивающаяся, хрипящая, гримасничающая, выпячивающая подбородок под опасным углом женщина являет собой в высшей степени шокирующее зрелище, после которого многим зрителям будет сложно обрести душевное равновесие. (Кроненберг утверждает, что в фильме в точности переданы симптомы ее заболевания, а также ключевой элемент терапии Юнга: исполнение ее стремления к регулярной порке, которую доктор и производит с мрачной основательностью). Не улучшает дела и то, что, даже вылечившись, Шпильрейн остается суровым и не вызывающим особого сочувствия персонажем. Вигго Мортенсен может показаться неординарным выбором на роль Зигмунда Фрейда, но он-то как раз на удивление убедителен, чего, однако, явно недостаточно, чтобы спасти фильм. Этот тяжелый груз почти целиком ложится на плечи вездесущего Майкла Фассбендера, в исполнении которого Юнг – это в меру страдающий человек, изо всех сил пытающийся избежать окончательного разрыва со своим наставником, но внутренне убежденный, что у старика на уме один только секс.
Его собственные теории о важности случайного стечения обстоятельств и о духовной сфере повергают в ужас сверхрационального Фрейда и приводят к расколу. Все это крайне интеллектуально, в какой-то степени познавательно – и очень скучно.