Не стоит ожидать от картины переворота в сознании, но для своей аудитории эта вариация на тему «треснул мир напополам» вполне может заменить и «Сумерки», и «Гарри Поттера»
Не стоит ожидать от картины переворота в сознании, но для своей аудитории эта вариация на тему «треснул мир напополам» вполне может заменить и «Сумерки», и «Гарри Поттера»
Размеренная жизнь бруклинской школьницы Клери была лишена всяческих сюрпризов до тех пор, пока девушка не начала понимать, что ее окружает куда более странный мир, чем ей всегда казалось. Ее мучают видения, она рисует таинственные руны, за витриной обыденной жизни Клэри видит людей, которых другие не замечают. Трагическое исчезновение матери сводит девушку с таинственным юношей, который объясняет, что Клэри – представительница древнего рода Сумеречных Охотников. Теперь ей предстоит узнать изнанку реальности, кишащую оборотнями, демонами, призраками и вампирами, разобраться в том, кто друг, а кто враг, и спасти свою мать, прячущую от злодеев смертельно опасный для Вселенной артефакт.
Когда-то не так давно подростковое кино было адресовано в основном мужской половине юных зрителей. Рассчитанный на молодежную аудиторию фильм обычно наполнялся роботами, машинами, погонями, перестрелками. Сейчас мир перевернулся – Гарри Поттер уравнял интересы мальчишек и девчонок, а с «Сумерками» юные барышни и вовсе перешли в наступление. Теперь маркетологи уже на полном серьезе ориентируются на женскую аудиторию как наиболее влиятельную при выборе фильмов для просмотра, а соответственно, требующую «своего» кино. Отсюда исходят и многочисленные последователи вампирско-оборотнической сумеречной саги, пяти фильмов по романам Стефани Майер оказалось недостаточно.
Разной степени успешности «сумеркозаменители» вы сможете вспомнить без труда – это и «Прекрасные создания», и «Рубиновая книга», и в какой-то степени «Тепло наших тел», и даже майеровская же «Гостья». Но «Город костей» – история, пожалуй, наиболее близкая к «Сумеркам». Это ее плюс, и это же ее минус.
Представляется, что кассовые перспективы у картины весьма неплохи. У литературного первоисточника уже есть внушительная армия фанатов, благо книжка написана легко и не перегружена нравоучениями. Киноверсия также совсем не тяжеловесна, действие берет с места в карьер и не намерено прерываться на знакомство с персонажами или размышлениях о смысле происходящего. Это опять же следствие того, что «Орудия смерти» идут проторенной дорожкой, им не нужно объяснять происхождение вампиров, оборотней, демонов – все эти существа укладываются в существующую мифологию (только зомби обидели – их, видите ли, по мнению авторов, не бывает). Не особенно вкладываются авторы и в разъяснения смысла Охотников, прячась за необходимостью решать насущные проблемы героев, а не оглядываться на происхождение видов.
Трудно погрешить против истины, заметив, что львиная доля успеха «Сумерек» – это каст. А что с актерами в «Орудиях»? Реакция фанатов до фильма и во время просмотра подсказывает, что с этим здесь все в порядке. Лили Коллинз непременно будет растоптана (такова уж участь главных героинь, взгляните на ту же Стюарт), хотя она картину явно не топит. Джейми Кэмпбелл Бауэр может играть убедительнее, но шекспировская страсть здесь от него не требуется, а нравиться зрительницам он умеет, и просто молча глядя из-под капюшона. Слабее выглядит Роберт Шиен, зато он удачно разбавляет пафос сверхъестественных существ вполне приземленным человеческим юмором. А вот старшее поколение актеров заставляет чувствовать себя не в своей тарелке – Джонатан Риз Майерс бешено переигрывает, Лена Хиди весь фильм прячется в коме или воспоминаниях, Джаред Харрис вымучивает каждую сцену. Их игра придает сказочность происходящему на экране в противовес напыщенной серьезности, с которой играет молодежь. Когда этот баланс удается удерживать, кино смотрится с интересом.
К сожалению, для взрослого зрителя в картине практически ничего нет, за исключением не очень тонкого парафраза «Звездных войн» Лукаса. Впрочем, так и должно быть – ее аудитория не должна слишком много размышлять, а должна поддаться чувствам и страстям, пусть и придуманным.