В прокат вышел бескомпромиссный боевик «Воздушный бой» Розаны Лян про отважную летчицу Мод Гарретт, которая и вражеский самолет на лету остановит, и монстров отправит обратно в ад. Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии, а мы собрали еще несколько картин, действие которых происходит высоко над землей.
Разговор, начавшийся со Второй мировой войны и летчиц, не может обойтись без упоминания советской кинокартины «В небе “Ночные ведьмы”». Постановщица фильма Евгения Жигуленко сама воевала в составе авиаполка (46-й гвардейский ночной бомбардировочный), который и стал прообразом части на экране. «Ночными ведьмами» солдаты фашистской Германии называли летчиц, которые внезапно появлялись из темноты, – их подвигу и посвящена картина. Помимо пламени войны и бездонной храбрости в фильме бесконечно много нежности, сестринства и одиночества: молодые девушки готовы без тени сомнения всю ночь скидывать бомбы на вражеские части, но днем они хотят танцевать, наряжаться, купаться, скучать по мужьям и любить детей: сын полка Федор становится для них ощущением того, что нормальная жизнь обязательно вернется, но, к сожалению, не для всех.
Место подвигу есть не только на войне: 15 января 2009 года капитан воздушного судна Чесли Салленберг (по прозвищу Салли) осуществил посадку пассажирского борта прямо на реку Гудзон. Когда спал ажиотаж и ощущение того самого «чуда», за дело взялись СМИ и судебная система – Салли обвинили в намеренном и рискованном трюке, не оправданном ситуацией. Клинт Иствуд на пенсии из раза в раз демонстрирует неравнодушие к историям, где страна отказалась принять и чествовать своих героев (судьба Салли в чем-то повторится в «Деле Ричарда Джуэлла»). Ключевая сцена посадки разбита прямой хронологией и постепенно выходит на экран флешбэками – сложно поверить, но Том Хэнкс и Клинт Иствуд убеждают, что это могло случиться на самом деле. По традиции кинематографический памятник завершается документальными кадрами с экипажем и пассажирами того самого рейса – в такие моменты даже железные птицы начинают хлопать крыльями в общем реве аплодисментов.
7500 – код самолетного ответчика, означающий нештатную ситуацию на борту, а именно захват самолета. С террористами столкнулся обычный пассажирский рейс из Берлина в Париж, а героем поневоле стал второй пилот американец Тобиас Эллис (Джозеф Гордон Левитт). Режиссер-дебютант немец Патрик Воллрат (автор титулованной короткометражки «Все будет хорошо») катастрофу мыслит триллером-клаустрофобией – почти весь фильм камера не покидает кабину пилота (это его и роднит с «Воздушный боем»). Герметичность становится для героя Левитта невыносимым гражданским и профессиональным долгом: его возлюбленная и мать его ребенка – бортпроводница, которая вынуждена оставаться в салоне с захватчиками, пока протокол велит ему не открывать дверь. Постепенно нерв ситуации поворачивается в сторону мелодрамы и теряет электрический заряд, тем не менее во время просмотра придется не один раз поерзать в кресле.
Пьеса Эдварда Радзинского «104 страницы про любовь» в 1967 году стала кинофильмом «Еще раз про любовь» Георгия Натансона с Татьяной Дорониной и Александром Лазаревым в главных ролях, а спустя 35 лет вновь ожила на экране. Для дебютного полнометражного фильма Веры Сторожевой историю переосмыслила и написала сценарий Рената Литвинова, она же и сыграла главную роль бортпроводницы: девушки, которая витает в облаках и буквально, и метафорически. Картины вышли довольно разными, обе по-своему значимыми: после выхода «Северного ветра» с уверенностью можно сказать, что стюардесса как символ или даже архетип осталась с Литвиновой на всю жизнь – образ недостижимого и непостижимого идеала, который вмещает в себя хрупкость, нежность и неподдельную смелость.
Довольно сложно подбирать новые эпитеты к творчеству Хаяо Миядзаки: все, к чему он прикасается, оживает будто бы силами магии, а не одним только мастерством художника, и «Ветер крепчает» не исключение. Мечта недостижимее, чем когда-либо: Дзиро Хорикоси (человек вполне реальный) тянется в небо, хочет обогнать ветер, но недугом пригвожден к земле – близорукость не пускает мальчугана в летное училище. Ему остается лишь запускать бумажные самолетики, которые однажды станут огромными железными птицами, а сам Дзиро – конструктором. Миядзаки снова совмещает монументальную форму и масштабные сцены вроде землетрясения и войны с крохотным и неуловимым, как ветер, – детскими фантазиями и воздушностью первой любви.
Культовая комедия сегодня известна скорее по бесконечному количеству мемов, которые давно бродят по Сети без адреса отправителя: «Аэроплан» стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы залатать пробел в истоках классики и вспомнить, как звучит голос переводчика Володарского. Если сузить сюжет до одной фразы, то можно сказать, что весь фильм – это полет, который пошел не так. Экипаж слег с отравлением, пассажиры один чуднее другого – надежда на военного летчика, оказавшегося на борту, да стюардессу. События на экране – пародийная интерпретация драмы 1957 года «Час зеро», где в духе Хичкока главным героем можно стать лишь случайно – фильм не стоит сбрасывать со счетов при поиске картин об авиации.
Еще одна лиричная история о стюардессе: Ольга Ивановна (несравненная Алла Демидова) работает на местных авиалиниях, проще говоря, летает в занесенную снегом сибирскую глушь. Пассажиры на рейсе далеко не джентльмены, публика подобралась довольна капризная и приставучая: кому холодно, кому жарко, кому коньяку, кому уже хватит (знакомых лиц среди них предостаточно: Евгений Евстигнеев, Владимир Этуш, Валентина Владимирова и др.). Единодушие нашлось в одном: всем не дает покоя вопрос, что такая барышня потеряла на богом забытых авиалиниях и почему она не перебирается на международные или и вовсе не остается на земле. На то есть весомая причина, но в чем она кроется, оставим загадкой: «Стюардесса» – одновременно и трогательная, и забавная история о маленьком человеке и большом чувстве.
Опус магнум Генри Кинга посвящен американским летчикам-бомбардировщикам, воевавшим на территории Великобритании в 1942 году. Основой для сценария стал роман «12 часов, сверху» Си Барлетта и Берна Лэя, а некоторые сцены полностью документальны – для монтажа использовались архивы ВВС, в том числе Люфтваффе. Стоит ли говорить, что фильм стал одним из главных в оскаровской гонке 1950 года и в итоге получил две статуэтки – за лучший звук и лучшую роль второго плана для Дина Джэггера. 918-я рота «летчиков-неудачников» и отдельные ее персонажи – образы собирательные, сквозь которые проступают биографии реальных людей. Генерала Фрэнка Сэвиджа (Грегори Пек) отправили на пост командующего, чтобы поднять дисциплину и производительность, – пилоты размякли после неудачных атак, потери на линии атаки только множатся. Помимо рассуждений о доблести, чести и военном героизме «Вертикальный взлет» ставит во главу угла моральное состояние бойцов и отсутствие компромисса на войне: есть ли психологический предел человеческим возможностям?