Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Рецензии

Плохая штука — старость: рецензия на отреставрированный фильм Джорджа А. Ромеро «Парк развлечений»

Отреставрированный фильм Джорджа Ромеро – кошмарная зарисовка о геронтофобии и тяжелой участи пожилых людей.

Добавить в закладки
Плохая штука — старость: рецензия на отреставрированный фильм Джорджа А. Ромеро «Парк развлечений»

Трейлер

Создатели и актеры О фильме Рецензия Фильм в коллекциях Кадры Трейлеры Постеры
Константин Мышкин
Константин Мышкин Автор film.ru с 2019 г. 326 публикаций

Джордж Ромеро — классик и создатель зомби-хоррора — на сегодняшний день кажется идеальным примером живого мертвеца. Режиссёр умер в 2017 году, однако фильмография постановщика продолжает пополняться: время от времени появляются забытые фильмы мастера, найденные в хранилище спустя полвека. Так, «Парку развлечений» понадобилось 48 лет, чтобы с ленты счистили пыль и выпустили на стриминге. 16-миллиметровая копия, найденная незадолго до смерти Ромеро, реставрировалась при участии вдовы режиссёра и смогла дойти до поклонников его творчества.

Линкольн Маазел на кадре из фильма «Парк развлечений»

Линкольн Маазел на кадре из фильма «Парк развлечений»

В 1973 году, когда шла подготовка к постановке «Безумцев», к автору «Ночи живых мертвецов» обратилась лютеранская община и предложила поставить картину о тяжёлой жизни пожилых людей. Ромеро, циник и едкий социальный критик, воспользовался карт-бланшем и выполнил заказ. Конечный результат оказался таким жутким и нелицеприятным, что лютеране отказались показывать фильм и отправили его пылиться на полку — впрочем, странно было бы ожидать чего-то иного от автора «Ночи живых мертвецов». Сюрреалистичность происходящего вкупе с документальной манерой съёмки превратила социальную рекламу в репортаж из преисподней. Ленту действительно жутко смотреть, хотя в ней нет ничего, кроме непрофессиональных актёров и Линкольна Маазела в роли пенсионера, гуляющего по парку аттракционов.

Линкольн Маазел на кадре из фильма «Парк развлечений»

Линкольн Маазел на кадре из фильма «Парк развлечений»

Во вступительной сцене Маазел (актёр, которого Ромеро чуть погодя снимет в «Мартине») обращает внимание на нелёгкую долю пожилых. Целый ворох проблем: одиночество, ужасные жилищные условия, плохое медицинское обслуживание — всё это неотступно сопровождает жизнь стариков, к которым молодёжь относится без должного сострадания. Следом Маазел отправляется в парк аттракционов: место для развлечений и радости в оптике Ромеро превращается в бесконечную круговерть кошмара и насилия.

Гуляющий старик видит, как торговцы антиквариатом обманывают пенсионеров, меняя семейные реликвии на билеты. Ландшафт парка призван не расслабить посетителей, а скорее напомнить пожилым об их изъянах и физической несостоятельности. Веселье на автодроме превращается в вопиющий акт эйджизма, когда старуху обвиняют в аварии и вызывают полицейского, — пожилых людей, по общему мнению, нельзя сажать за руль. В одной из палаток герой увлекается предсказаниями — гадалка сообщает молодой паре о страшном будущем с беспомощностью и смертью. Ситуация эскалирует до предела, когда персонажа Маазела избивают байкеры и ему отказывают в медпомощи, а мать маленькой девочки уводит её прочь от дряхлого старика.

Кадр из фильма «Парк Развлечений»

Кадр из фильма «Парк Развлечений»

Ромеро не был бы собой, не подорви он социальную рекламу авторским стилем, поэтому фильм тревожит и щекочет нервы от начала до конца. Шумный калейдоскоп сцен, сопровождаемый грохотом американских горок и детским смехом, Ромеро наделяет логикой ночного кошмара. Эффект дезориентации усиливает выцветшее зернистое изображение: солнечные будни в парке кажутся более зловещими, чем ночной мрак большинства фильмов ужасов. Выхватывая случайные образы, будь то броуновское движение толпы или летающие по рельсам вагонетки с пассажирами, экранный сумбур выражает идею хаотического движения времени. Социальная жизнь в таком случае выступает центробежной силой — от юности как центра к старости как периферии общественного безразличия, ведь в культе развлечений нет места дряхлым и нуждающимся. Парк с цветастыми палатками и детскими возгласами становится такой же метафорой социального макрокосма, что и гипермаркет в «Рассвете мертвецов».

Эту маленькую ленту режиссёр снял в промежутке между «Ночью» и «Рассветом» — главными фильмами мастера, где ландшафт зомби-апокалипсиса оказался идеальной картой Америки с её сегрегацией, потребительским бумом и классовым расслоением. В «Парке аттракционов» Ромеро дополнил образ Штатов: культура, экономика и политическая апатия превращают пожилых в аналог зомби — неугодных и медленно бродящих тел, от которых следует баррикадироваться и бежать опрометью. Лобовые метафоры не мешают этой зловещей притче быть незабываемым опытом: не просто приятным бонусом к фильмографии мастера, а полноценной реликвией.

Текст: Константин Мышкин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?