Как и можно было ожидать, вторая картина единой киновселенной студии DC Comics вызвала бурную полемику задолго до того, как была завершена
Участие Бэтмена
Против
Супермен – один из самых известных и популярных в мире супергероев, и если уж DC Comics и Warner решили сделать его персонажем новой серии фильмов, то у него было право на череду сольных приключений без участия других «суперов». Так, студия Marvel, которой DC Comics и Warner явно подражают, выпустила два сольных фильма о Железном Человеке, прежде чем снять «Мстителей». В «Бэтмене против Супермена» же Кларка Кента явно оттесняют на второй план. Даже в названии фильма он на втором месте. При этом «Человек из стали» довел повествование лишь до того момента, когда Кларк становится журналистом. Поэтому нельзя сказать, что картина полностью раскрыла персонажа и подготовила его к совместным приключениям с другими супергероями. И, кстати, какой из Бена Аффлека Бэтмен?
За
Студии DC Comics и Warner сильно отстали от своих конкурентов из Marvel и Disney, и потому им надо как можно скорее их нагнать. Причем не столько в плане повествования, сколько в плане прокатных сборов. Несмотря на всю известность Супермена, «Человек из стали» выступил в прокате хуже, чем предполагали инвесторы, и потому продюсеры решили сделать ставку на более популярного персонажа – супергероя без суперспособностей Бэтмена. Что существенно, это не только коммерчески осмысленный, но и сюжетно удачный ход, поскольку он сводит Супермена с противником, которому есть что противопоставить самому могучему существу на земле. Конечно, знатоки комиксов могут назвать немало «эпических» суперзлодеев, с которыми Супермену пришлось нелегко. Но Бэтмен своим появлением в сюжете решает сразу несколько задач – встает преградой на пути Супермена, привлекает в залы своих поклонников и закладывает основу для множества планируемых фильмов о дружбе и вражде суперсуществ. И он определенно известнее и интереснее, чем все прочие комиксные противники Супермена. Что до Бена Аффлека, то он, кажется, отлично вписался в образ. С тех пор как зрители увидели его в трейлерах, былые претензии к кастингу заглохли.
Схватка Бэтмена с Суперменом
За
Комикс 1986 года «Возвращение Темного Рыцаря», в кульминации которого Бэтмен сражается с Суперменом, – один из самых известных в истории индустрии, и поклонники обоих супергероев годами мечтали о том, чтобы этот сюжет был перенесен на экран. И вот это случилось. Публику ждет самая эпическая схватка в истории комиксных блокбастеров, которую никогда и никому не удастся превзойти!
Против
Во-первых, трейлеры «Бэтмена против Супермена» вполне прозрачно намекают на то, что герои сперва «слегка» подерутся, а затем объединят усилия против общего суперврага под названием Думсдэй – монстра, созданного Лексом Лютором. Но даже если сюжет в конце концов повернется таким образом, что Бэтмену и Супермену придется схлестнуться насмерть, этот бой все равно будет лишь бледным подобием комиксного. Дело в том, что в «Возвращении Темного Рыцаря» сражались два давних друга и соратника, бесконечно уважающие друг друга, но разделенные своими политическими взглядами. Поэтому их битва была до краев эмоционально насыщена. В дальнейшем этот сюжет был позаимствован для комикса Marvel «Гражданская война», и вариацию на его тему мы вскоре увидим в фильме «Первый Мститель: Противостояние», где схлестнутся герои «Мстителей» – прежде всего Железный Человек и Капитан Америка. В «Бэтмене против Супермена» же герои знают друг друга без году неделя. Поэтому, как бы внешне эффектна ни была их схватка, до оригинала она не дотянет.
Участие Чудо-женщины и других супергероев
Против
Меньше народу – больше кислороду! Противостояние Бэтмена и Супермена – достаточно эпическая тема, чтобы не разбавлять ее вмешательством других суперперсонажей. При этом Чудо-женщина – столь заслуженная и занимательная героиня, что DC Comics и Warner должны были сперва снять о ней сольный блокбастер, а потом уже вводить ее в постановки с участием Супермена, Бэтмена и прочих. А кроме того, израильская актриса и модель Галь Гадот недостаточно «фигуриста», чтобы изображать мощную во всех смыслах этого слова супергероиню – принцессу амазонок и дочь Зевса.
За
Чтобы окупить расходы на производство и маркетинг и принести прибыль, «Бэтмен против Супермена» должен заработать не менее миллиарда долларов. Для этого нужно собрать в кино всех, кого только можно заинтересовать супергеройским полотном, и одних поклонников Бэтмена и Супермена может оказаться недостаточно. У Чудо-женщины толпы фанатов и, что существенно, фанаток, которые уже давно терзаются из-за того, что у принцессы Дианы нет достойного воплощения на большом экране. Так зачем заставлять их ждать? Все равно ведь пришлось бы вводить в сюжет какую-нибудь женщину в пару к Бэтмену (хотя бы для иронического флирта), чтобы герой не казался совсем уж одиноким на фоне Супермена с его Лоис Лейн.
Чудо-женщина убивает одним выстрелом сразу трех зайцев – добавляет «мужскому» фильму сексапила, привлекает в кино своих настрадавшихся поклонников и делает более размашистым финальное побоище. Кроме того, у нее столь причудливое прошлое, что имеет смысл сперва влюбить в нее несведущую публику, а потом вываливать на зрителей предысторию Дианы. А сольный фильм с ней уже не за горами – он должен выйти в будущем году. Разительный контраст с Marvel, которая представила Черную Вдову в «Железном Человеке 2», но до сих не решилась снять сольный фильм о русской супергероине!
Что касается внешности Гадот, то актриса действительно не дотягивает до габаритов комиксной Дианы, но кто из героев комиксных экранизаций идеально похож на своих прототипов? Важно то, что она хорошо смотрится в доспехах Дианы.
Прочие же засветившиеся в фильме супергерои вроде Аквамена, Киборга и Флэша вряд ли проведут много времени на экране. Скорее картина просто бегло их покажет, подготовив почву для будущих сольных лент об этих персонажах. Как уже говорилось, DC Comics и Warner нужно догонять Marvel, и для этого им приходится включить форсаж.
«Неправильный» Лекс Лютор
Против
Джесси Айзенберг совершенно не похож ни на комиксного бизнесмена-суперзлодея, ни на его прошлые экранные воплощения. Эту роль должен был играть представительный, мужественный актер средних лет, желательно лысый, у которого на лице написано, что он возглавляет крупную корпорацию. Лютор в комиксах – один из самых харизматичных противников Супермена, а создатели фильма превратили его в посмешище.
За
Времена меняются, и представление о том, как выглядит «продвинутый» супербизнесмен, меняются вместе с ним. Айзенберг ранее был номинирован на «Оскар» за роль Марка Цукерберга в «Социальной сети», и есть смысл в том, чтобы показать Лютора кем-то вроде Цукерберга – молодым парнем, у которого много идей, еще больше денег и нет никаких моральных тормозов. В наши дни это более убедительный суперзлодей, чем привычный бизнесмен в возрасте. Конечно, жаль прежнего Лютора, но, возможно, новый Лекс окажется более интересным героем, чем его прежние экранные воплощения. По трейлерам этого не определить.
Представление Думсдэя в трейлере
Против
Показав в трейлере, как Супермен, Бэтмен и Чудо-женщина объединяются против Думсдэя, прокатчики выдали самую большую сюжетную тайну фильма и разочаровали всех, кто надеялся на неожиданные сюрпризы.
За
Это был не самый мудрый, но зато честный маркетинговый ход. Теперь мы знаем, чего ждать от картины, что существенно для тех многочисленных зрителей, кто не любит, когда реклама обещает одно, а фильм оказывается совсем другим. Говорить же о том, что трейлеры выдали все сюжетные тайны, нелепо, поскольку «Бэтмен против Супермена» будет идти два с половиной часа. Там будет много такого, чего нет ни в одном трейлере ленты.
Режиссер Зак Снайдер
Против
Зак Снайдер – известный постановщик блокбастеров и большой любитель комиксов, но полноценными, оправдавшими все надежды хитами были лишь два его первых фильма – ремейк «Рассвета мертвецов» и «300 спартанцев». «Хранители» фактически провалились в прокате, у «Запрещенного приема» толпы ненавистников, а в полууспехе «Человека из стали» многие винят его режиссера. В руках такого постановщика «Бэтмен против Супермена» обречен на фиаско.
За
Действительно, к Снайдеру как к постановщику много претензий. Но даже его ярые противники обычно признают, что он отличный «визуал». Его проблема не в том, что он не умеет снимать эффектное кино, а в том, что он перебарщивает с эффектами и недотягивает как рассказчик. Но «Бэтмен против Супермена» обещает зрителям не столько запутанную психологическую драму, сколько череду впечатляющих противостояний могучих суперперсонажей. Это у Снайдера вполне может получиться. Хотя, конечно, было бы спокойнее на сердце, если бы картиной такого масштаба занимался режиссер, от имени которого у многих зрителей не кривились бы губы.
Выжженная операторская палитра
Против
Супермен – оптимистичный и позитивный персонаж, и фильмы о нем стоит снимать в ярких тонах. «Человека из стали» много критиковали за его выжженную операторскую палитру, но «Бэтмен против Супермена» не учел этого урока и продолжил неудачную традицию.
За
Действительно, Зак Снайдер промахнулся с выбором картинки, когда попытался графически подражать «Темному Рыцарю» Кристофера Нолана в «Человеке из стали». Но то, что раньше было недостатком, стало достоинством в новом фильме, где на главную роль выдвинулся Бэтмен. Которому такая картинка более чем подходит, как мы уже знаем по картинам Нолана.