Продолжатель традиций Жене и Гондри Сильвен Шомэ ведет зрителя в мир грез, где всегда солнечно и музыкально, чтобы скрасить однообразные, серые, скучные будни реальной жизни
Тридцатитрехлетний Поль лишился родителей в младенческом возрасте. С тех пор воспитанием молодого человека занимаются его тетушки-аристократки, выстругавшие из жизнерадостного мальчугана полуробота-получеловека, который не видит жизни за пределами квартиры, соседского парка и танцевальной школы, где Поль работает аккомпаниатором. Случайная встреча с мадам Пруст, загадочной женщиной с массой секретов и необычным взглядом на жизнь, переворачивает реальность Поля. Используя знахаркины снадобья, молодой человек отправляется в путешествие по своим почти стершимся воспоминаниям, по уголкам памяти, хранящим ключи к его нынешним проблемам.
Кто такой Сильвен Шомэ? Прежде всего, это сценарист и постановщик двух анимационных фильмов, ставших мировым достоянием наравне с произведениями Уолта Диснея и Хаяо Миядзаки, – «Трио из Бельвилля» и «Иллюзионист». Не многие успешные в анимации авторы осмеливаются переступить из нарисованного мира в мир живых актеров, а вот Шомэ рискнул и как минимум не потерялся в новом для него пространстве. Справедливости ради отметим, что дебютировал в кино Шомэ все-таки в 2006 году, поучаствовав в создании многогранного альманаха «Париж, я люблю тебя», но сейчас уже никто не придерется, «Аттила» – настоящее большое кино, крепкое и филигранно исполненное.
Как и анимационные картины Сильвена Шомэ, новая лента полна тысячи деталей в кадре, которые создают особую атмосферу рассказа, одновременно сужая мирок героев, но делая его почти безграничным изнутри. Огромное внимание уделяется костюмам, украшениям, интерьерам и, конечно, музыке. Музыка вообще играет большую роль в творчестве этого режиссера, но в «Аттиле» она еще и является движущей силой сюжета. С помощью музыкальной стимуляции (крепко сдобренной галлюциногенной химией) герои отправляются в свое прошлое, чтобы навести порядок в собственных мыслях, наладить жизнь и сбросить оковы неврозов. Шомэ, безусловно, кренит в «мультяшость», но без перегибов. Ровно настолько, чтобы почувствовать отдаленность героя и его окружения от реального мира. Памяти и ковырянию в ней посвящено много фильмов, и нового Шомэ по большому счету ничего не предлагает, кроме той мысли, что изложена эпиграфом к картине, – воспоминания могут служить как лекарством, так и ядом.
Играя по правилам анимации, Шомэ практически напрочь лишает воздуха актеров, его герои здесь скорее карикатурные персонажи, универсальные театральные характеры или даже «беглецы» из его же мультфильмов: старушки, собаки, близнецы – все это мы уже видели. Поэтому и говорить об актерах здесь как-то даже неудобно. Да, каждый герой ярок, да, взаимодействие их часто выбивает сноп шуток и смеха, да, любому из актеров можно выносить персональную благодарность, но в фильме «Мой Аттила Марсель» с первых кадров читается важное правило: все люди в кадре – лишь фигурки на мольберте Шомэ.
Картину непременно будут сравнивать с работами Мишеля Гондри и Жан-Пьера Жене, и Сильвен Шомэ с честью выходит из таких сопоставлений – у него получилось умное, красивое, мелодичное кино об одиночестве и преодолении себя на пути к счастью. Только вышло оно бесконечно грустным. Герои шутят, попадают в нелепые ситуации, хохмят и комично ссорятся, но тоска и безысходность текут с экрана тягучим смоляным потоком. Впрочем, это отнюдь не минус картины, просто для просмотра «Аттилы» нужно находиться в особенном состоянии, как героям фильма. Память может сыграть дурную шутку, особенно если от прошлого ждешь слишком многого.