Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Обзоры

Почему фильмы, «основанные на реальных событиях», не обязаны быть достоверными

Есть такая набившая оскомину риторика в киношном интернет-пространстве: каждый фильм с плашкой «основано на реальных событиях» принято конструктивистски разбирать на детали, сопоставлять с исторической действительностью все характеры, действия и повороты сюжета. Особенно это, конечно, касается кино про войну — у нас ведь теперь каждый третий разбирается в стратегических перипетиях ВОВ, а уж в моделях и устройстве танков — каждый второй.

Добавить в закладки
Почему фильмы, «основанные на реальных событиях», не обязаны быть достоверными

Знание истории — это хорошо, без него мы, как говорил Джордж Сантаяна, обречены повторять ошибки прошлого (есть, правда, другое мнение от Олдоса Хаксли, согласно которому мы будем повторять их в любом случае). Но как всё это относится к кино? К искусству в целом, чью первостепенную задачу Аристотель определил как мимесис, подражание действительности, а не её воспроизведение. Подражание — это всегда ложь. Кино — это всегда ложь, это миф. Если фильм ставит себе в титры фразу, что он «основан» на реальных событиях, он ещё не расписывается в своей документальности и объективности. Это лишь значит, что в его сюжетной, ну, основе — заметьте, не деталях, только в самой основе — лежит что-то историческое. По- хорошему, любой фильм про Вторую мировую — пускай даже самый фантастичный — по определению «основан на реальных событиях». Потому что Вторая мировая — это реальное событие.

Кадр из фильма "Список Шиндлера"

Иногда же кажется, что любая картина, имеющая дело с историей, должна быть похожа на документалку с телеканала «Звезда» — которые, к слову, тоже вовсе не объективны. Как и любое другое документальное кино: у него всегда есть своя оптика, у режиссёров — своя повестка, хотят они этого или нет. С игровым кино всё ещё страшнее: так уж вышло, что история сама по себе не слишком удобная конструкция — в ней много недомолвок и нюансов, которые не укладываются в привычную драматургию. Приходится сокращать, собирать в архетипы и шаблоны, что-то додумывать — ни один сценарист не будет жертвовать целостностью и темпоритмом экранной истории ради соответствия истории реальной. Даже такой внимательный к деталям и хроникальным фактам, как Крейг Мейзин. И правильно сделает.

Кадр из фильма "Храброе сердце"

Ведь этот придирчивый зритель-историк, сколько бы он ни носился с томиками учебников и ни тыкал пальцами в нужные главы, вряд ли оценит старания, если внимательная к деталям картина покажется ему просто «скучной». Хороший пример — два фильма о шотландском восстании конца XIII века. С одной стороны есть «Храброе сердце» — картина мало считающаяся с историей, с выдуманным антуражем, вольным сюжетом и совершенно не историчными костюмами. С другой — «Король вне закона», куда более аккуратный и правдивый. Зрительская симпатия, понятно, почти всегда будет на стороне фильма Мела Гибсона, ведь у МакКензи «ничего не происходит», у него «вяло» и «неинтересно», ни тебе голых шотландских задниц, ни пафосных боевых речей, люди куда-то бесконечно ходят на лодках и решают скучные политические вопросы. Надо признать, что история сама по себе, в её сыром, не обработанном авторской интерпретацией виде совершенно не киногенична.

Кадр из фильма «Король вне закона»

Есть и совсем вопиющие случаи, когда фильмы на основе реальных событий ругают за те допущения, которые, в общем-то, формируют их замысел. «Братство» Лунгина не могло бы существовать без ушлых советских солдат и нечистых на руку офицеров: это гипербола, да, это реальность, утрамбованная и подшитая, амальгама того, что действительно происходило, но с иной частотой. И всё же для кино о хаосе войны этот вымысел — ключевой, он смыслообразующий. Лунгин врёт в деталях, но он совершенно честен в общем посыле: такая война — это глупо и смешно, и ничего общего с героизмом она не имеет. Плохо ли то, что он строит высказывание на лжи? Не думаю. Любое кино строит высказывание на лжи, поиск правды в очевидном обмане — вообще одна из самых интересных вещей в искусстве.

Кадр из фильма «Братство»

Кто-то может заметить, что того же Лунгина нельзя оправдать, ведь в интервью он утверждал, мол, всё происходящее в фильме — абсолютная правда. Мне не очень хочется быть адвокатом его или, скажем, Никиты Михалкова с секретными архивами КГБ, разбираться, часть ли это рекламной кампании или их искренние убеждения. Потому что, ну, а какая вообще разница, что они говорят? Вся постструктуралистская критика говорит нам о том, что как только режиссёр заканчивает фильм, тот перестаёт ему принадлежать. Всё, что хотел сказать автор в картине, он сказал на её монтаже — осознанно или нет. Дальнейшие высказывания режиссёра или, не дай бог, его анализ собственной работы имеют столько же ценности, сколько мнение любого другого случайного человека. Михалков может говорить, что «Утомленные солнцем 2» — исторически достоверное кино, но с точки зрения меня как зрителя он снял фарс. Что само по себе неплохо: вопрос лишь в том, хороший ли это фарс.

И вот тут мнения могут расходиться. Вы можете быть не согласны со мной в том, что вымысел Лунгина в «Братстве» работает на благо фильма. И это нормально. Вам могут не нравиться «Утомленные солнцем 2» (мне тоже), «Чернобыль» или даже «Храброе сердце». Но, поверьте, дело совсем не в исторической недостоверности — это просто шаблон, удобное и не требующее размышлений объяснение, лёгкая мишень, за которой всегда скрывается более глубокое и неочевидное недовольство.

Текст: Ефим Гугнин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?