Стоит в разговоре упомянуть имя Кристен Стюарт, как вы рискуете столкнуться с совершенно разной реакцией. Кто-то испытывает к ней неприязнь, кто-то искренне любит, а кто-то, немного подумав, скажет: «А, это та девушка из фильмов про вампиров?» Вне зависимости от вашего мнения по поводу актрисы очевидно одно: она еще долго будет радовать поклонников своими перевоплощениями. За 32 года Стюарт успела вскружить голову подросткам, стать источником бесчисленных мемов, проникнуть в мир независимого кино и получить первую номинацию на «Оскар». Сегодня, в день рождения американской иконы, мы попытаемся разобраться, что делает Кристен Стюарт столь уникальной.
Прежде чем образ задумчивой Беллы Свон прикрепился к Стюарт, она уже имела за плечами впечатляющий багаж ролей в фильмах. Родители будущей звезды были связаны с киноиндустрией, поэтому Кристен в возрасте восьми лет оказалась на сцене в школьном рождественском спектакле. После чего последовали первые появления в кино: к 10 годам она сыграла в ленте Роуз Троше «Безопасность вещей», а уже через год появилась в триллере Дэвида Финчера «Комната страха». Вместе с Джоди Фостер юной актрисе было необходимо поддерживать эмоциональное и физическое напряжение на протяжении всего хронометража. В роли спокойной и не дающей панике захватить разум Сары Стюарт впервые продемонстрировала мастерство с большой буквы и особый стиль игры, за которую ее по сей день не перестают ругать. Вскоре возникла плеяда разного рода работ, ставших своеобразной дорогой к городку Форкс (место действия саги «Сумерки»). Среди всех начинаний выделяется «Говори» — драма о школьнице, которая замолчала после изнасилования. Несмотря на отсутствие слов, актриса смогла задействовать язык тела, полностью отдавшись своему методу.
В возрасте восемнадцати лет Стюарт стала всемирно известной благодаря экранизациям романов о вампирах и оборотнях. С одной стороны, сага подарила актрисе легион фанатов, с другой — закрепила впечатление как о безэмоциональной звезде слащавых подростковых картин.
Чаще всего актеры жалеют о подобном опыте, но такое нельзя сказать про Кристен. Вопреки тому что она носит на себе клеймо «подружки Эдварда Каллена», актриса ни разу не комментировала участие в проекте как ошибку и не пыталась отмахнуться от своего прошлого. В беседе с Патти Смит в журнале Interview в 2015 году Стюарт с особой нежностью вспоминала эпоху «Сумерек» и, несмотря на понимание, почему люди поливают грязью франшизу, говорила о непрекращающейся гордости проектом.
В конце концов ведь именно сентиментальная мелодрама в дождливой Америке открыла перед ней двери в Голливуд и дала возможность посвящать себя тому, чему ей хочется.
Окончание вампирской эпопеи позволило Стюарт более тщательно выбирать будущие проекты. Ей больше не нужно было добиваться славы, поэтому актриса сосредоточилась на работе с интересными ей режиссерами. После Бэллы Свон появилось огромное количество заслуживающих внимания персонажей в таких картинах, как «Все еще Элис», «Светское общество», «Месть Лиззи Борден», «Опасная роль Джин Сиберг» и других.
Все эти перформансы изменили взгляд критиков и зрителей на Кристен Стюарт. Она больше не одномерная актриса, а одна из представителей поколения молодых звезд современности. В Сети все еще можно обнаружить множество мемов с изображениями звезды, рядом с которой красуются подписи об одном и том же выражении лица. Однако лишь в последние годы все больше людей начали улавливать магнетизм Кристен и считывать ее сдержанность не как отсутствие таланта, а как подлинную игру мастера своего дела.
Из раза в раз Кристен с особой ответственностью подходила к работе. Чтобы получить роль в «Ранэвэйс», актриса прослушала записи писем, которые Джоан Джетт записала в возрасте тринадцати лет. А для изображения Джин Сиберг Стюарт сосредоточилась на отечности ее лица из-за употребления алкоголя. Но главным испытанием для Кристен стало изображение на экране принцессы Дианы в фильме Пабло Ларраина. Перевоплощение в королевскую особу требовало подготовки на совершенно другом уровне — как минимум актрисе на протяжении четырех месяцев пришлось работать с тренером по диалекту. Она также изучала фотографии и видео Дианы, чтобы в мельчайших жестах и секундах неловкости отыскать ту часть принцессы, на которой впоследствии и была построена роль Стюарт.
Французской главе Кристен Стюарт хочется выделить отдельный пункт. Создается впечатление, что именно французы распахнули объятия для американской актрисы и признали ее талант раньше соотечественников. В этом ключе, конечно, необходимо отметить сотрудничество американки с Оливье Ассаясом — режиссером, который дал Стюарт наиболее сильные роли в ее фильмографии. В «Зильс-Марии» с Жюльет Бинош и призрачной истории «Персональный покупатель» происходит окончательный переход Кристен от образа «невзрачной девчонки» к разноплановым героиням. За роль в «Зильс-Марии» актриса получила премию «Сезар», став первой американкой, удостоившейся главной французской награды. А Ассаяс, рассыпаясь в любви к Кристен Стюарт, назвал ее лучшей актрисой поколения.
Немного отчужденная от других коллег, социально неудобная для Marvel, андрогинная личность — определения, наиболее подходящие для Стюарт. Ей не хватает глянцевого блеска, типичного для американских знаменитостей, но она и не ставит перед собой цели стать следующим секс-символом десятилетия. Папарацци ловят неряшливую Кристен на улице в комфортной одежде и с растрепанными волосами, а на Каннском фестивале фотографы запечатлевают исторический момент, когда актриса снимает неудобные туфли и продолжает путь по красной дорожке босиком.
Во времена, когда таблоиды мешают звездам жить, Стюарт решает попросту не обращать на них внимания и делать все так, как ей вздумается. То же самое касается ее личной жизни, которую разложили по полочкам все желтые издания: от романа с Робертом Паттинсоном до отношений с девушками. Однако сама Кристен никогда не считала нужным делать какие-либо громкие заявления, ведь, кажется, ей изначально и в голову не приходило что-либо скрывать.
Активизм же можно уловить непосредственно в выборе ролей: все больше и больше работ, в которых задействована Стюарт, это истории женщин, снятые преимущественно женщинами, а ее героини — лишенные плоского взгляда сложные и порой не гетеронормативные личности (вспомните хотя бы недавний рождественский ромком «Самый счастливый сезон» или более драматичный пример — «Месть Лиззи Борден»).
Благодаря своим экранным образам, сменам имиджа и неподдельной живости Кристен Стюарт становится эталонной фигурой для той части общества, которой больше всего хочется быть собой без страха осуждения.