Рецензия на фильм «Гарри Поттер и философский камень»
Как и предполагалось, демократичный "Гарри Поттер", экранизированный "с колес", оказался гораздо симпатичнее претенциозного и подражательного "Властелина колец". Экранизация Джоан Ролинг не выходит, конечно, за рамки адаптированного развлечения для маленьких детей, но еще при советской власти все лучшее было детям. А родители на фильме Криса Коламбуса по крайней мере не затоскуют...
Вышла не оригинальная, но стопроцентная сказка – в основном благодаря тому, что фильм вовсе не рабски следует первоисточнику. Для кино сюжет был чуть "выпрямлен", чтобы во главу угла встало действие, а не описания с разъяснениями, и темп развития событий не теряется все два с лишним часа. С экрана родители, не осилившие это общедетское поветрие в печати, еще более быстро и четко поймут, откуда ветер дует.
Ролинг взяла классического сиротку, но у нее он не просто хороший, как бывало у Диккенса. Сиротка классически проходит огонь, воду и медные трубы, но у нее они тоже не просто чудесные, как бывало у Кэррола. Вместо классической феи с волшебной палочкой Ролинг допустила в сюжет мечту всех детей на свете. Она отдала волшебные палочки в их собственные руки. Это весьма радикальный подход, если учесть его сочетание со всеми известными сказочными мотивами – непобедимостью Гарри, помощью Рона и Гермионы, вредительством Воландеморта, многочисленными испытаниями и финальной находкой философского камня. Результат так захватывает и дает детям такую уверенность в себе, что они уже чувствуют классовую солидарность. Пока "Гарри Поттер" бродит по Европе, им как бы нечего терять, кроме цепей своих родителей.
Коламбус украсил сюжет точным кастингом, крепким монтажом и органичными спецэффектами. Спецэффекты уместны все, поскольку являются не самоцелью, а продолжением действия. Совы с письмами – это событие, когда Гарри мучал отчим, и заклинание перышек – тоже событие, когда Гарри учится на волшебника. И с самого начала заинтересовывает тот факт, что впервые в жизни не хочется отвернуться, видя живую и жирную змею. Обработанная компьютером, она даже помимо своей сказочной судьбы внушает зримую доброжелательность.
Игра в квиддич кинематографична, так как командные полеты на помеле за крылатыми мячиками обусловлены правилами игры. Такая она, летучая, но главное все равно – кто победит, Грифендор или Слизерин. Не мешает присоединиться. Так и живые шахматы, от которых вообще многое зависит. Финальный сюрприз с двуликой головой – тоже не демонстрация спецголовы, а разгадка тайны. Неудачен, пожалуй, только тролль в туалете – видно, что кукольный, до тролля в туалете техника недозрела. Зато банковские гоблины, новорожденный дракончик и трехглавая псина совершенно очаровательны.
Сегодняшняя Англия, старинный университетский Хогворт и темные леса со страшными подземельями легко соединяются в аккуратный детский мир, потому что Коламбус догадался сделать акценты на соединениях. Он подчеркивает, как именно проходят сквозь стену и ездят на каменных лестницах, то есть технологию соединений, благодаря чему мир в целом не распадается. Тут, разумеется, здорово постарались художники, костюмеры и оператор Джон Сэйл. За изображение и костюмы, а также за музыку фильм номинирован на "Оскар".
Дэниел Рэдклифф (Гарри) в первом же кадре появляется с иронической ухмылкой на лице, и на всю дорогу ты за него спокоен. Хорошенькая маленькая резонерша Эмма Уотсон (Гермиона) – уже сложившаяся характерная актриса. Вообще все, Руперт Грин, Мэгги Смит, Алан Рикман, Джон Клиз, Робби Колтрейн, имеют характер, написанный на лице, и с минимумом мимики достигают максимума точности в сказочном поведении. Может быть, только с гримом Ричарда Харриса-Дамблдора чуть переборщили. Седин на клею лучше меньше.
В целом фильм смотрится приятно, хотя и бесследно для жизни. Он – как то зеркало Эризиды, про которое каждый решает сам, смотреть или не смотреть, благо зеркало все равно постоянно в коридоре. Да, сказка вышла нестрашная и несмешная, а только чисто волшебная. Но, видно, человечеству только волшебство и требуется сейчас. Так уже набоялось и насмеялось, что сил больше нет. Потенциал детей-волшебников в этом плане достаточно велик. На экране особенно любопытно будет видеть взросление Дэниела Рэдклиффа. Закончив "Гарри Поттер и философский камень", Коламбус тут же взялся за сиквел "Гарри Поттер и тайная комната", премьера которого уже назначена на 15 ноября, сразу после чего должен быть снят "Гарри Поттер и узник Азкабана".
Триквел выйдет в 2004 году.
Текст:Екатерина Тарханова
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.