Grand Theft Auto и кинематограф живут в неразрывной симбиотической связи. Создатели одной из самых популярных игровых серий не раз обращались к культовому кино, а точнее, к гангстерским триллерам и драмам. Да и сами фильмы мы нередко смотрим, оценивая их эффект по сходству с GTA. Предлагаем вспомнить фильмы, у которых общая ДНК с культовой игровой серией.
Когда вы смотрите, как банда грабителей во главе с героем Роберта Де Ниро обчищает банки Лос-Анджелеса, то ненароком начинаете прокручивать в голове лучшие сцены ограблений из Grand Theft Auto. Это закономерно: лихой огнестрел с захватами банков, который мы помним по GTA V и Vice City (миссия с бандитами в хоккейных масках точь-в-точь повторяет сцену из «Схватки»), создавался с явной оглядкой на криминальный эпос Майкла Манна. Впрочем, сильны здесь не только экшен-секвенции (почти такие же длительные, как и в видеоиграх), но и герои: матерый гангстер Нил МакКоли (Роберт Де Ниро), для которого преступный путь имеет экзистенциальное значение, и его противник – развязный лейтенант Винсент Ханна (Аль Пачино), прекрасно понимающий природу рисковых людей, живущих одним днём.
«Убийство» — достаточно неочевидный фильм в этом списке, которому многим обязана игровая франшиза от Rockstar. Пока геймеры восхищались скрупулезным подходом к планированию и совершению ограблений в GTA V, уже существовала картина Стэнли Кубрика о целой преступной стратагеме, провернутой бандитами с целью обчистить ипподром. Пусть кадры и отправляют зрителя в мрачные закоулки нуара 50-х, вайбы игровой франшизы чувствуются безошибочно – особенно в эпизоде нападения, превратившегося в целую череду неожиданных препятствий. Если в GTA вы грабите банки и выходите сухим из воды, то в ленте Кубрика так просто отделаться не удастся никому.
Рецепт хорошего боевика примерно тот же, что и у хорошей криминальной видеоигры: глянцевое изображение, неоновые улицы, запутанный сюжет и, конечно, автопогони. Для закрепления успеха действие следует перенести в «город ангелов», где вечно светит чарующее калифорнийское солнце. «Жить и умереть в Лос-Анджелесе» – еще одна проба Уильяма Фридкина в жанре полицейского фильма (к тому моменту он уже навел шороху «Французским связным»), где агент Секретной службы (Уильям Петерсон) ищет мести за убийство своего коллеги и выходит на неуловимого фальшивомонетчика (Уиллем Дефо). Весьма недооцененный фильм из 80-х, но с каким магнетическим влиянием – разработчики создавали карты для Grand Theft Auto: San Andreas и GTA IV с опорой на пространственную фактуру этого фильма.
Преступник в исполнении Мэла Гибсона мстит своим соратникам по ограблению после того, как те оставили его на верную смерть. Сюжет «Расплаты» Брайана Хелгеленда невероятно похож на синопсис культовой и старенькой GTA III: игра начиналась с того, как протагониста Клода дерзко предают во время ограбления. Что в фильме, что в игре обманутому преступнику приходится восстановить цепь предательских событий и покарать виновных. Отдельно стоит добавить, что и внешне Портер – герой Мэла Гибсона – имеет определенное сходство с Клодом, и это, безусловно, не может не врезаться в память. Сегодня уже нет никаких сомнений, что разработчики GTA были хорошо знакомы с боевиком 1999 года.
В 90-х американское независимое кино не стеснялось рассказывать о тяжелой доле людей, проживающих в гетто. До появления San Andreas было еще целое десятилетие, однако жизнь воров, наркоторговцев и банд уже панорамно освещалась в драме братьев Хьюз. Кейн (Тайрин Тернер) пытался найти свое место в криминогенной среде Лос-Анджелеса, ступая на тропу насилия и криминала. В конечном счете все это мы увидим в San Andreas –– не только в антураже родного гетто, куда вернулся Си Джей, но и даже в конкретных миссиях, основанных на эпизодах известного фильма. Мир банд и территориальных разборок как будто бы просто перенесся из «Угрозы обществу» в игровой хит 2004 года.
Во время просмотра гангстерской драмы Брайана Де Пальмы можно проводить проверку, насколько хорошо вы помните GTA: Vice City. Карлито Бриганте (Аль Пачино) выходит из тюрьмы и поначалу планирует завязать с криминалом, но былые связи и привычка затягивают героя на преступное дно. Картина 1993 года во многом имеет схожие вибрации с видеоигрой от Rockstar – да и разработчикам, впрочем, тяжело скрыть, как серьезно на них повлиял Брайан Де Пальма, причем не единожды (о прямых сюжетных параллелях Vice City с «Лицом со шрамом» известно каждому). Фильм предлагает не только лихие сюжетные виражи, но и галерею колоритных и непредсказуемых персонажей. Достаточно вспомнить адвоката Дэвида Кляйнфельда в исполнении Шона Пенна: создатели GTA не преминули добавить практически идентичного героя в игру — адвоката Розенберга.
«Злые улицы» — один из первых фильмов Мартина Скорсезе, в котором режиссер продемонстрировал свою осведомленность о жизни итальянских кварталов Нью-Йорка. Воротилы, ростовщики, хитрые дельцы теневого бизнеса – мафиозный вайб не раз напомнит о сюжетных линиях Grand Theft Auto, какую часть ни возьми. Причем, чтобы создать такую густую фактуру, Скорсезе не прибегал к большим бюджетам: эпическая форма только вызревала, портреты героев начинали отвердевать, а лейтмотив обрастал символическим многозвучием. Жизнь преступника – это не только криминал, но и поиск покаяния и искупления в грехе. Именно такой путь проходит Чарли, блестяще сыгранный темпераментным Харви Кейтелем.
Сериал «Полиция Майами» всегда был полон образов, вдохновивших старательных работников из Rockstar. Но и более поздний фильм Майкла Манна сегодня может вызвать вполне обоснованные ассоциации с GTA. Полицейские Санни (Колин Фаррелл) и Рикардо (Джейми Фокс) внедряются в преступную сеть, чтобы остановить наркоторговцев Майами. Далее следует все, к чему привыкли заядлые геймеры – поклонники открытого мира: поездки на автомобилях, захватывающие перестрелки и эффектные пересечения морской глади на катере. К этому глянцевому миру, правда, Манн добавляет немного цифрового реализма — свой экшен он снимает так же, как репортер делает хронику. Позже и творцы во вселенной GTA поднатореют и сделают ставку на эффект глубокого реалистического погружения.