Отставший от жизни лет на десять психологический триллер о том, что за всеми нами следят, а Интернет знает о нас слишком много. Тоже мне новость!
Отставший от жизни лет на десять психологический триллер о том, что за всеми нами следят, а Интернет знает о нас слишком много. Тоже мне новость!
Мэй, молодая амбициозная девушка с консервативными взглядами на досуг и приватность, получает «предложение, от которого нельзя отказаться» – ее пригласили на собеседование в крупную инновационную компанию, известную самыми передовыми технологиями и новаторскими решениями в области IT. Мэй получает скромную должность и массу привилегий: ей доступны самые современные гаджеты, медстраховка, разнообразный отдых и изысканные культурные развлечения. Но девушка предпочитает привычный уединенный образ жизни, что вскоре становится предметом интереса босса компании «Сфера» Эймона Бэйли. Дар убеждения миллиардера заставляет Мэй превратить свою жизнь в открытую книгу – благодаря камерам и микрофонам за ее жизнью наблюдают миллионы пользователей соцсетей. Но так ли хороша эта полная открытость? Не опасна ли она для Мэй и ее близких? И не скрывают ли яркие лучи прожекторов, направленные на фигуру на сцене, что-то недоброе, прячущееся за кулисами?
Вся история человечества – это история обретения страхов и их преодоления. На различных этапах люди боялись тьмы и в ответ укрощали огонь, отступали перед дикими зверями, но учились охоте и военному ремеслу, прогибались под тяжестью болезней и изучали медицину, преклонялись перед бескрайними просторами вселенной, но упорно шли туда, где нога человека еще не ступала. Страхи менялись, но неизменным оставалось стремление человека превратить его в пережиток прошлого. За прошедшее столетие человек успел, столкнувшись с ними, преодолеть ужас перед электричеством, автомобилем, самолетом, атомной энергетикой, генной инженерией и десятками других страхов – это и называется прогрессом. Теперь же «страшилка номер один» – тотальная слежка всех за всеми. Хотя актуальность страха перед социальными сетями и тотальным контролем – явление все-таки уходящее, и это главная проблема «Сферы», нового триллера с участием Эммы Уотсон и Тома Хэнкса, вышедшего на российские киноэкраны.
Кино – искусство неспешное, и актуальность для него часто оказывается проблемой, нужно быть настоящим гением, чтобы с фильмом, который готовится и снимается два-три года, ярко заявить о себе, запомниться, стать рупором эпохи. Обычно получается не столь ловко – как генералы всегда готовятся к войне прошедшей, так и в кино решения чаще находят проблемам вчерашнего и позавчерашнего дня. Впрочем, обывателю большего и не нужно – теми же соцсетями, алгоритмами распознавания, средствами контроля и способами извлечь пользу из массивов собранных данных интересуется крохотный процент людей, остальные всерьез воспринимают как угрозу посты в Инстаграме и котиков в Твиттере, при этом без малейшего сомнения указывая персональные данные в профиле Одноклассников.
Стоит ли бояться «ответки», реакции злоумышленников на то, что вы слишком много, вольно или невольно, рассказываете о себе в Интернете? Да, безусловно, осторожность никогда не повредит. Но авторы «Сферы» навязывают страх посильнее украденных цифр с кредитки, уплывшего видео из облачного хранилища или тайной переписки с бывшим – в фильме обязательно кто-то должен сойти с ума от паранойи, кто-то умрет от преследований, а из наивной девушки с нетривиальным хобби обязательно получится злобная самовлюбленная стриммерша, с упоением считающая зрителей своей трансляции. Смотрится это комично, а кино больше напоминает «пугалку» для детей и бабушек, крестящихся при упоминании ИНН, а не серьезный триллер.
И дело не только в картонном сюжете про злобного «цукерджобса», мечтающего всех зарегистрировать в своей соцсети, чтоб потом наблюдать за каждым через мини-камеру, не в низкопробном наполнении биографий героев «костылями» (у Мэй болен отец, а у Бэйли – сын), и даже не в бездарном расходовании потенциала второстепенных персонажей (для чего в картину добавлены персонажи Карен Гиллан и Джона Бойеги, не очень понятно). Беда «Сферы» в тотальной скуке, которая исходит от всех занятых в картине. Скучно сценаристу, автору одноименной книги Дэйву Эггерсу, уж он-то отлично понимает, что кино опоздало лет на десять. Скучно режиссеру Джеймсу Понсольдту – ему нечего сказать, а переживания за героев в нем не чувствуется ни на йоту. Скучно Тому Хэнксу, который стал штамповать малоразличимые образы со скоростью какого-нибудь Эрика Робертса или Тома Сайзмора и запоминается в «Сфере» только ничем от слова «совсем». Скучно даже Уотсон, которая уверовала в то, что она великая актриса, у которой хакеры крадут фотки, а потому достаточно просто стоять на сцене и вяло жестикулировать.
Но скучнее всего зрителю. Если при просмотре фильма о вреде гаджетов и опасности соцсетей через десять минут после начала нестерпимо хочется уткнуться в смартфон и сменить лица Хэнкса, Уотсон и Гиллан на фотографии пирожков и капкейков в самом унылом бьюти-блоге, то авторам «Сферы» смело можно выдавать приз. Поездку в российскую деревню куда-нибудь в район между Нижневартовском и Томском, там их точно Цукерберг не догонит. А догонит – предпочтет проглотить все свои разработки в области круглосуточной слежки за никому не интересными персонами.
С 27 апреля в кино.