Обаятельный и размашистый немецкий фэнтези-блокбастер, основанный на сказке автора «Бесконечной истории» Михаэля Энде
Островная страна Мидландия так мала, что на ней умещаются лишь два дома, королевский замок и железная дорога. Однажды в Мидландию приезжает почтальон, который по ошибке привозит посылку с чернокожим младенцем. Жители острова нарекают малыша Джимом и растят его как родного. Когда Джим (Соломон Гордон) становится старше, в Мидландии перестает хватать места, и король приказывает машинисту Лукасу (Хеннинг Баум) отправить локомотив на свалку. Но Лукас слишком любит свою Эмму, чтобы от нее отделаться. Он решает уплыть на поезде на поиски приключений и новой земли. Вместе с Лукасом и Эммой в поход отправляется Джим, который не может бросить в беде лучших друзей. Когда герои добираются до восточной империи Мандала, они узнают, что пираты похитили дочь правителя и продали ее в Драконий город. Никто в Мандале не знает, как туда добраться, но Джим и Лукас решают во что бы то ни стало выручить девочку и других детей, украденных драконами.
Мы прекрасно знаем немецкого детского писателя Михаэля Энде по его гениальной сказке «Бесконечная история» и по ее превосходной экранизации. Однако на родине Энде прославился задолго до «Бесконечной истории». В 1960 году он издал свою первую книгу, и с тех пор Энде для немцев – прежде всего автор «Джима Пуговки и машиниста Лукаса». В прошлом Германия могла позволить себе лишь телевизионные мультэкранизации этой эпической сказки. Но недавно продюсеры нашли 25 миллионов евро, и режиссер «Вкуса ночи» и «Механика: Воскрешение» Деннис Ганзель снял блокбастер в голливудском духе, с множеством компьютерных эффектов и ярких актеров.
Дотянулся ли Ганзель до уровня «Бесконечной истории» Вольфганга Петерсена? Нет, но лишь потому, что дебютная книга Энде хуже, чем его поздний шедевр. «Джим Пуговка и машинист Лукас» – это доброе, веселое и легкомысленное приключение, которое не затрагивает такие глубокие темы, как «Бесконечная история», и которое в основном сводит Джима и Лукаса с хорошими людьми. А чем меньше у героев противников, тем расслабленней их путешествие и тем слабее оно захватывает.
Впрочем, океан, горы, пустыни и подземные пещеры – сами по себе опасные препятствия, и Джим и Лукас не раз рискуют жизнью до того, как добираются до Драконьего города и вступить в схватку с похитителями детей. Так что фильм Ганзеля отнюдь не нудный. Просто не такой увлекательный, как «Бесконечная история».
В плане изобретательности «Джим и Лукас» тоже слабее, чем «Бесконечная история», однако эта сказка куда оригинальнее, чем многие попытки современных авторов создать невероятный мир. Сам факт того, что главные герои путешествуют на разумном локомотиве (Эмма не умеет говорить, но отлично общается гудками) по континенту, где водятся драконы, о многом говорит. Как часто в роли былинного богатыря выступает не банальный витязь с мечом и на коне, а здоровяк-машинист с гаечным ключом и на поезде? Одного взгляда на колоритнейшего Лукаса в исполнении Хеннинга Баума достаточно, чтобы понять, почему книга о машинисте стала бестселлером.
Хотя бюджет у «Джима и Лукаса» не запредельный, обильные спецэффекты вполне на уровне, и картина смотрится по-настоящему грандиозно. В ней много забавного, трогательного и впечатляющего, и она проповедует мудрые идеи вроде того, что первое впечатление бывает обманчиво и что смекалка в трудный момент может оказаться полезнее, чем грубая сила.
Понятно, в первую очередь книга Энде направлена против расизма и нацизма (злобные драконы – прозрачный намек на гитлеровцев). Но сейчас это уже общее место, которое не требует особого экранного подтверждения. А вот другие заложенные в «Джима и Лукаса» мысли вполне могут быть полезны для малышей, на которых ориентировано это замечательное кино. Взрослым же понравится то, что картина напоминает не только американские семейные сказки, но и европейские сказочные ленты советского времени вроде «Академии пана Кляксы». Восточная душевность с западным размахом – неотразимое сочетание!
С 28 июня в кино.