Позорная трагикомедия на мотив «Фарго» и «Безжалостных людей», начисто лишенная достоинств этих шедевров
Америка 1970-х. Узнав, что девелопер Доусон (Тим Роббинс) прячет от налогов кругленькую сумму, мелкие мошенники Орделл (Мос Деф) и Луис (Джон Хоукс) решают заполучить его состояние. Для этого они похищают Микки (Дженнифер Энистон), жену бизнесмена, и требуют за нее выкуп в миллион долларов. Им невдомек, что Доусон как раз начал оформление развода и что новая пассия убедила его не платить за супругу, чтобы сэкономить на алиментах.
Преступники-недотепы похищают жену богача, а тот отказывается платить выкуп, потому что у него есть молодая любовница. Знакомый сюжет? Ну, разумеется. Это зачин великолепной, не стареющей фарсовой комедии «Безжалостные люди», одного из шедевров трио Цукер – Абрамс – Цукер. Однако тем, кто надеется, что «Укради мою жену» – это ремейк или клон ленты 1986 года, в кино лучше не идти. Да и всем остальным кошельки раскрывать тоже не стоит.
Несмотря на очевидные сюжетные параллели с «Людьми», «Укради мою жену» основан не на фильме ЦАЦ, а на вышедшем в 1978 году романе Элмора Леонарда («Достать коротышку», «Джеки Браун») «Подмена», и по стилю это не фарсовая комедия, а трагикомедия вроде «Фарго». По крайней мере, так думают авторы картины. Потому что если коэновский «Фарго» – фильм смешной, увлекательный, драматичный, психологически выверенный и населенный запоминающимися персонажами, то к «Укради мою жену» ни один из этих эпитетов не относится.
«Смешной»? В «Укради…» есть несколько шуток, заслуживающих ухмылки, но не более того. «Увлекательный» и «драматичный»? В картине всего две короткие сцены, в которых персонажам угрожает реальная опасность. Причем в одной из них смерть грозит персонажу, которого все, включая зрителей, к этому моменту искренне ненавидят. В остальное время сюжетная температура колеблется вокруг точки замерзания. Интересные сюжетные повороты? Есть чуток, но в самом конце, когда зрители уже посматривают на часы и ждут финальных титров. «Психологически выверенный»? «Безжалостные люди», при всей его фарсовости, был куда правдоподобнее. «Запоминающиеся персонажи»? Из всех героев в память врезается только толстяк Ричард (Марк Бун-младший) – нацист и сексуальный маньяк, в доме которого Орделл и Луис держат похищенную.
Мягко говоря, Ричард – не самый интересный персонаж, но у него хоть есть «изюминка», попеременно забавная, мерзкая и опасная. Прочие же герои больше похоже на желе. И это хорошо заметно, когда сравниваешь их с персонажами других экранизаций Леонарда, где яркие личности обычно ходят толпами. Сразу вспоминается, например, паноптикум провинциальных харизматиков из сериала «Правосудие».
Желеобразность персонажей «Укради…» тем удивительнее, что основные роли исполняют такие актеры, как Роббинс, Энистон, Мос Деф и Айла Фишер, вполне способные «зажечь» при наличии достойного сценария. Но режиссер и автор фильма Дэниел Шехтер такой сценарий для себя не написал, и смотреть на Энистон и Роббинса просто больно. Особенно когда вспоминаешь их лучшие роли и «отжиг» Дэнни де Вито и Бетт Мидлер в «Безжалостных людях».
В итоге, кроме Ричарда, из всего фильма запоминаются лишь финальный поворот (вполне предсказуемый, но с паршивой овцы…) и фанковая атмосфера 1970-х. Но в последние годы в Голливуде вышло столько ностальгических лент, что если вы хотите забуриться в Америку 40-летней давности, вы легко найдете лучшую машину времени, чем никчемушная «Укради…». «Афера по-американски», например, снята в сходном жанре, и ленте Шехтера до нее как до луны.