Британская драмеди с Салли Хокинс о поединке со стереотипами и попытках изменить историю.
Филиппа Лэнгли (Хокинс) страдает от хронической усталости и скучной работы, что вовсе не мешает ей найти новую авантюру: женщина хочет определить реальное место захоронения английского короля Ричарда III (Гарри Ллойд) и попутно очистить его имя от порочащих сведений и устоявшихся мнений. Окружающие крутят пальцем у виска, семья серьёзно обеспокоена поведением Филиппы, но героиня не сдаётся и идёт до конца, попутно переосмысляя собственную жизнь.
«Слепит глаза людей вид Сатаны», — произносит леди Анна в пьесе Уильяма Шекспира «Ричард III». Вероятно, то же обличье вводило в заблуждение общественность на протяжении нескольких веков, заставляло воспринимать легендарного короля из XV века в качестве тирана, узурпатора престола, безжалостного убийцы своих племянников. Новый проект режиссёра «Королевы» и «Опасных связей» Стивена Фрирза, к счастью, не предаётся конспирологическим теориям, а представляет взамен реальную (и в своей реальности ещё более фантастическую) историю, основанную на скрытых фактах. Что, если большинство источников утаивает или бездумно воспроизводит когда-то услышанное? Филиппа Лэнгли в начале 2010-х намеренно пыталась не связывать жизнь с археологией и историей, однако в образе Ричарда и стереотипном восприятии его частично узнала и саму себя: не признаваемую на работе энтузиастку, брошенную на произвол судьбы, оставленную мужем, сражающуюся с неизлечимой болезнью (у неё синдром хронической усталости, у Ричарда — сколиоз).
В «Пропавшем короле» режиссёр Стивен Фрирз продолжает тематику поисков прошлого, заимствованную у своей же номинированной на «Оскар» «Филомены» 2013 года. Оба фильма без излишеств, с юмором и драмой соединяют прошлое и будущее, проводят параллели между историческими фигурами и обычными людьми, приводят к счастливому финалу с горьким подтекстом. Кинематографические раскопки расписаны поминутно, не остаётся времени на критику сценарных пробелов, ведь на смену приходят британское обаяние и с очевидной точностью воплощённый образ отважной сыщицы, поверившей в себя.
Биография Ричарда III становится объектом слежки Филиппы после просмотра театральной постановки со скучающим сыном и спящим соседом, который в антракте объяснит Филиппе, каким на самом деле был король и какое мрачное время ему сопутствовало. Постепенно Филиппа начинает игнорировать серость окружающего мира, закупается книгами о Ричарде и обнаруживает его в человеческом обличье следующим за ней по пятам. Героиня хочет восстановить баланс справедливости, но желает ли того сам монарх, с хитрой улыбкой поджидающий Филиппу то на скамейке у дома, то на белом коне. Утвердительный ответ появится лишь ближе к середине, когда Филиппа после консультаций с уважаемыми учёными и поклонниками-любителями из местного паба отправится в Лестер и почувствует прилив необъяснимой энергии на обыкновенной стоянке под буквой R. Именно на этой локации, недалеко от реки, над которой развеивали прах Ричарда, обнаружатся настоящие останки неуловимого короля.
Параллельно Филиппа будет пытаться завоевать доверие уважаемых учёных из местного университета и заново склеить семейные связи. Её бывший супруг Джон (несравненный Куган) возьмёт под контроль опеку над двумя сыновьями, будет шутливо ревновать к призраку и всё равно поддержит в трудную минуту. С экспертами окажется сложнее: те захотят присвоить историческую значимость события себе и будут иметь на это полный карт-бланш. Кто поверит эксцентричной Филиппе с нестабильным здоровьем и фанатичной уверенностью? Уже после релиза фильма упомянутые в нём профессора осудили авторов за ложь и преувеличение фактов, однако сама Филиппа настояла на том, что действительно была оттеснена на обочину, а её заслуги были практически замолчаны. И хотя позднее королева Елизавета присудила Лэнгли орден, а её значимость в историческом сообществе была признана, «Король» напоминает о махровом сексизме, проникшем во все сферы, не в последнюю очередь интеллектуальные и связанные с культурой.
Хокинс по праву записывает «Короля» в список наиболее удачных своих работ, блестяще вживается в эксцентричное альтер эго, доминирует своим уникальным сочетанием творческой свободы и самоконтроля. За полтора часа хронометража лента найдёт смелость не соскочить в ловушки-тропы и воспрянет символичной и миниатюрной одой человеческой интуиции, благодаря которой можно повернуть ход истории и обрести силу духа, передаваемую следующим поколениям.