В "Большом побеге", достойно завершающем "игрушечную" франшизу, пластмассовые приятели попадают в детский сад, разоблачают Кена и узнают, что не все розовые медведи одинаково полезны.
За пятнадцать лет и два фильма "игрушечная история" подошла к неизбежной развязке: мальчик Энди вырос и больше не играет в игрушки. Более того, он уезжает в колледж, отчего дальнейшая судьба ковбоя Вуди, космонавта Базза и прочей пластиково-резиновой братии оказывается в большой неопределенности. Поначалу друзья рассчитывают попасть на чердак, однако оказавшись, по ошибке, в помойке обижаются на хозяина и практически самовывозом доставляются в детский сад. Где с ними вновь будут играть.
Если в первых сериях "истории" героев теряли, крали и хотели отправить в Японию, но они, что твои почтовые голуби, неизбежно находили дорогу домой, то в "Большом побеге" игрушечная компания оказывается перед драмой вполне себе экзистенциальной – дома их больше не ждут. Количество прочих вариантов ограничено. Или в мусорку – кульминационной сцене, в какой беглецы попадают в мусоросжигательную печь и держатся за ручки перед лицом неминуемой гибели, не хватает только саундтрека Aerosmith – или в детсадовские ясли, какие можно принять лучше альтернативой печи только по наивности. При ближнем рассмотрении выясняется, что сад крышует большой розовый медведь с, что называется, прошлым. Он и его банда высылают игрушки Энди на растерзание самой младшей группе детей, а сами ведут почти светскую жизнь в соседнем корпусе, где тусуются вдумчивые дети постарше. Единственный выход, понимают Вуди и ко – это бежать. Но выясняется, что "миссия невыполнима": все входы и выходы под колпаком у медведя и его правой руки гигантского пупса, а сам сад находится под круглосуточным наблюдением. Тогда игрушки разрабатывают план.
Оригинальная "История игрушек" вышла в 1995 году и стала первым полнометражным фильмом, сделанным в технике компьютерной 3D-анимации.
Сценарий к "Большому побегу" написал Майкл Арндт, в 2006 году получивший "Оскар" за работу над фильмом "Маленькая мисс счастье".
В исходном сценарии весь сюжет раскручивался вокруг поломки Базза и последующего вояжа всей компании в Тайвань.
Основное комикование в "Игрушках" всегда основывалось на пародии. Собственно, в том и состояла универсальная прелесть исходной идеи – взять одноразовых солдатиков "сделанных в Китае" и применить к ним полновесный приключенческий сюжет с элементами то комедии, то драмы, то вообще ужасов. Например, в первой части в фокус попадали всякие медицинские триллеры (если кто не помнит: именно оттуда происходит кукла с головой пупса и телом паука, которая позже переместилась в "Дозоры" Бекмамбетова), во второй доставалось, кроме прочего, "Звездным войнам". Нынешняя же потому и названа "Большим побегом", что в значительной своей части разыгрывается на территории тюремных драм и криминальных авантюр в духе Дэнни Оушена. И формула вновь работает на ура.
Да в общем, и все остальное у авторов фильма – не зря режиссер Ли Анкрич начинал вторым режиссером на "Истории игрушек 2" и "Корпорации монстров" – выходит вполне себе ладно, гладко и приятственно. Старые герои тут блещут новыми гранями (у Базза, например, открывается "испанский режим"), а новые персонажи (например, Кен-модник, группа игрушек, играющих по системе Станиславского, и клоун драматической судьбы) вводятся в давно посчитанной, правильной пропорции. Иными словами, хоть и лишенная обаяния новизны, "История" аккуратно и не без остроумия следует старым проверенным лекалам, излагается с увлекающим нарастанием и разрешается в добродушном финале, который учит детей беречь игрушки, родителей – не грешить на детей, обнаруживая эти игрушки в самых неожиданных местах. Ну и, кроме этого, завершает – по всей видимости – проверенную франшизу ровно так, как она того заслуживает. Ни прибавить, ни убавить.
Вердикт
Увлекательное завершение добротной франшизы.