Вачовски на своей волне: великолепная картинка, прекрасное музыкальное сопровождение, нетривиальные актерские работы при невыносимом занудстве сюжета
Вачовски на своей волне: великолепная картинка, прекрасное музыкальное сопровождение, нетривиальные актерские работы при невыносимом занудстве сюжета, переборе с философией и перегибом с затянувшейся сексуальной самоидентификацией авторов.
В разных точках земного шара восемь незнакомых друг другу людей внезапно видят одну и ту же картину: таинственная женщина в белом передает им некую силу. Вскоре восьмерка начинает ощущать мистическую и поначалу пугающую связь друг с другом – они могут общаться между собой на расстоянии, испытывать общие эмоции и даже переноситься в тела друг друга. Однако подобное умение, которое искушенный в подобных делах незнакомец называет эволюционным развитием, не может оставаться незамеченным – за подобными носителями «восьмого чувства» ведется охота, так что героям кроме решения собственных насущных проблем придется вступиться за остальных, стать командой и вместе пережить преследование недоброжелателей.
Несмотря на сравнительную кассовую несостоятельность и относительную сюжетную неубедительность последних проектов тандема Вачовски, у создателей «Матрицы» по-прежнему есть поклонники и среди зрителей, и, что более важно, среди студийных боссов и продюсеров. Многие по-прежнему верят в визуальный гений бывших братьев, в их особое мировоззрение, философию их повествований и глубину мыслей. Увы, продавать весь этот набор удается все хуже и хуже, поэтому переход тандема Энди и Ланы на ТВ – явление давно ожидаемое и понятное, Вачовски вроде и выбросить жалко, но и очередную сотню миллионов в их новый космический проект вкладывать дураков больше нет. А вот десяток серий для сервиса-новичка на рынке ТВ-шоу – это можно. Это и статусно, и рискованно, и амбициозно.
Впрочем, в переходе на ТВ кроется и слабость Вачовски. Система выкладывания всех серий для просмотра одновременно вообще может серьезно изменить индустрию, но в случае с «Восьмым чувством» это нововведение вопиюще красноречиво. Вачовски никогда не были умеренными и сдержанными режиссерами – «Матрицу» продолжениями испортили, «Облачный атлас» безбожно затянули, а «Восхождение Юпитер» удлинили ровно настолько, чтобы зритель начал скучать. Имея же в своем распоряжении 12 часов экранного времени, дуэт режиссеров, привлекший в новую коллаборацию старых знакомых Тома Тыквера и Джеймса МакТига, и вовсе потерял берега и растекся мысью по древу, «Чувство» – это такой «Атлас», но бесконечно тягучий.
Схож сериал с фильмом 2012 года и своей основной мыслью. Идея инкарнаций и следования предназначению – это вообще красная нить едва ли не всех произведений Вачовски, но теперь они смогли наконец возвести свою новую религию в абсолют. Да, творчество Энди и Ланы – это именно религия, опрокидывающая все другие вероисповедания, попирающая науку, мораль и даже здравый смысл. В миропорядок, строимый из фильма в фильм Вачовски, можно только безоговорочно верить, разбираться, понимать, критиковать нет времени. Ты или с ними, или на обочине.
При всем изобилии героев в «Восьмом чувстве» ассоциировать себя с кем-то из них непросто. Набор «кластеров», как называют связанных неведомой связью людей, специфичен: полицейский из Чикаго, хакерша из Сан-Франциско, диджей из Лондона, бизнесвумен из Сеула, водитель из Найроби, медвежатник из Берлина, актер из Мехико и фармацевт из Мумбаи. Каждый из персонажей имеет проблемы в прошлом, сегодня не слишком уравновешен, да и в будущее не может смотреть без опаски. Проблемы у всех свои: кто-то не может открыть свою истинную ориентацию, кому-то приходится противостоять мафии, по кому-то плачет тюрьма, а кого-то зовут под венец. Вместе этим персонажам предстоит стать единым целым, помогающим друг другу. В этом, собственно, и заключается та самая «религия» Вачовски. Мол, все мы давно переросли человеческие тела, пора переходить к следующей ступени эволюции – единой информационно-энергетической нейросети, где каждый разум на земле будет связан со всеми остальными.
Идея эта, возможно, и интересная, но подана она в «Восьмом чувстве» крайне неловко: сериал очень долго топчется на месте, медленно знакомит с героями, очень осторожно сводит их вместе, словно слепой на минном поле, сюжет двигается со скоростью черепахи. Чтобы дождаться экшена, придется подождать шесть эпизодов, чтобы ощутить присутствие злодея – еще два, на какой-то итог не стоит и рассчитывать, как и положено подобным сериалам, никаких ответов в конце зритель не получит. Дальнейшее после завязки развитие взаимоотношений персонажей укладывается в простейшую схему, описанную не одну сотню раз в комиксах: герои с разными скиллами соединяются в команду так, чтобы в нужный момент каждый из них мог проявить свое умение на благо группы. Скука.
Чем же Вачовски удерживают зрителей у экрана? Да все тем же – эпатажем и визуалом. Для эпатажа в сюжет введены две гомосексуальные пары (в одной присутствует герой, сменивший пол, – зачем мужчина сменил пол на женский и после стал лесбиянкой, нас даже не спрашивайте), религиозные фанатики, бандиты всех мастей и больная СПИДом.
За визуал отвечают захватывающие дух и невероятно разнообразные локации: от исландских снегов до африканской пустыни, от мексиканских трущоб до центра Берлина. Красиво, как и все у Вачовски, но бессмысленно и с необоснованной претензией на величие.
Безусловно, сериал нашел и найдет еще своих зрителей. Наверняка философия людей, верящих в то, что все мы наделены ментальными «двойниками», окажется привлекательной для всех поклонников непознанного и сверхъестественного. Может быть, даже специфический юмор Вачовски кому-то покажется смешным (мужчина, испытывающий менструальные боли, ха-ха-ха), а кого-то унесут в фантазии обильные эротические сцены, среди которых особняком стоит ментальная «групповуха». Но для простого зрителя шоу, скорее всего, покажется скучным и затянутым. Слишком много болтовни, слишком мало действия, нечеткие цели и невынужденные поступки – Вачовски заигрались в кино для самих себя. Пока у них есть единомышленники, но сколько еще они готовы терпеть топтание на месте, сказать трудно, и «Восьмое чувство» число фанов вряд ли увеличит.