Джин Смарт продолжает блистать в неровном шоу про мир разочарований и стендапа.
Несмотря на культовый статус, комикессу Дебору Вэнс (Смарт) перестали брать в расчёт. Даже нанятая помощница Эйва (Ханна Айнбайндер) из околозумеровского поколения ситуацию не спасает. Чтобы вспомнить былые успешные годы, Вэнс вместе с компанией отправляется в турне по США, попутно пытаясь разобраться с собой, разрешить творческий кризис и массу сопутствующих неприятностей.
После успешного первого сезона («Хитрости» получил «Глобусы», «Эмми» и прочие регалии) сериалы имеют свойства либо набирать ещё бóльшую драматургическую высоту, либо катастрофически падать, расстраивая фанатов. Дебютировавшей ровно год назад комедии HBO Max удалось за шесть доступных серий нового сезона показать оба состояния во всей широте.
Продравшись через апатию и разочарование от разорванных контрактов, сериал продолжает пристально следить за своей главной героиней, беспринципной Деборой Вэнс, былой королевой стендапа. Заслуженная ветеранка то ли потеряла сноровку, то ли просто устала, ведь её шоу перестали пользоваться популярностью, а самой ей больше по нраву скупать оставшиеся любимые духи по скидке и нехотя присутствовать на боксёрских матчах.
В воздухе что-то явно поменялось, неслучайно так кажется и её ассистентке Эйве. Вегас не даёт собственную резиденцию, как того хотелось. Сталкеры не караулят диву с пучком лобковых волос вместо роз, а стараются убежать, не попрощавшись. Гей-круиз («Геи любят меня», — уверена Вэнс) оказывается на поверку лесбийским — а она совсем не знает, как себя вести с женщинами. Сами шутки перестали котироваться, превратились в пыльные реплики. Охотнее всего Дебору помнят по выпущенной линии одежды из «Магазина на диване», лосинам откровенно паршивого качества или по набору для приправ. Свет софитов давно перешел на других комедиантов, отчаянно цепляться за тусклые лучи славы как будто бессмысленно.
Для тех немногих зрителей, которые продолжают следить за сериалом, главным испытанием станет неловкий старт второго сезона. То ли вернувшееся трио авторов (Лючия Аньелло, Пол В. Даунс, Джен Стэтски) решило выехать на неожиданно свалившейся популярности, то ли над текстом и придуманными панчлайнами работали далеко не все, перетягивая разошедшееся на сценарные швы одеяло. Узнаваемая ирония в сочетании с драмой просачивается только ближе к середине и иногда требует режима ускоренного просмотра, однако дождавшихся всё же вознаградят.
Отношения двух главных героинь почти улучшились. В конце первого сезона Эйва, поссорившись с Деборой, решила прервать NDA (соглашение о неразглашении) и слила авторам-конкурентам всю информацию о комедийной легенде с нелицеприятными характеристиками и подробностями. Вэнс, понимая, что терять ценного кадра ей совсем не хочется, оставляет её рядом, но засудить всё же намерена, ещё раз подтверждая, что жизнь и правда ироничнее любого стендапа.
Сиквел «Хитростей» разогревает интерес постепенно, не забывая и про заложенную изначально фем-оптику. Продолжая горевать по умершему отцу и перевозя его прах в футляре для теннисных мячей, Эйва исследует свою бисексуальность на том самом круизе, а позже понимает, что окончательно обрела мать в лице Деборы. Сама Дебора профессионально прозревает: оказывается, иногда можно и нужно самоиронизировать и заниматься самобичеванием, ошибаться, тем самым сильнее сплачиваясь с аудиторией. Смарт и Айнбайндер поднимают своей характерной непохожестью шоу уровнем выше. Особого внимания заслуживают камео блестящей Харриет Сэнсом Харрис из «Лакричной пиццы» и краткой, но громкой Лори Меткаф («Леди Бёрд»).
«Вы думали, что уже на вершине находитесь, а оказалось, что только карабкаетесь вверх», — констатирует Эйва, сидя с эмоционально выжатой Деборой в бассейне. «Похоже на то», — соглашаются и она, и авторы со зрителями. Собственную индивидуальность хоронить рано, уверены в «Хитростях»: будет третий сезон, будет спешл для Деборы на стримингах всех мастей, и до 109 лет та тоже обязательно доживёт, как сама того хочет.