В российский прокат вышел хоррор «Полночь с дьяволом» Камерона и Колина Кернсов. Стильный фильм ужасов успел завоевать сердца зрителей и критиков ещё на прошлогоднем фестивале SXSW и стал заметным событием в жанре. Вспоминаем другие современные хорроры, которые полюбились всем: дебюты Ари Астера и Роберта Эггерса, а также ретро-слэшер Тая Уэста и историю о злых духах и австралийских подростках.
Братья Кэмерон и Колин Кернсы уже давно снимают хорроры, но «Полночь с дьяволом» — первый хит в карьере. Изобретательную и мастерски стилизованную под эпоху расцвета телевидения картину крайне тепло встретили на прошлогоднем фестивале SXSW. Америка, 1977 год. Ведущий передачи «Ночные совы» Джек Дэлрой (Давид Дастмалчян) на Хэллоуин в надежде победить извечного конкурента устраивает удивительный эфир. Среди приглашённых гостей умеющий общаться с духами умерших Кристу (Файсаль Баззи), выросшая в сатанинской секте девочка Лилли (Ингрид Торелли) и сопровождающая ребёнка психологиня Джун (Лаура Гордон). Эфир выходит из-под контроля, а зрители у экранов наблюдают трагедию в прямом эфире. Мокьюментари-фильм не только умело пугает, но и прекрасно передаёт время сатанинской паники, когда американцы не на шутку боялись участников культов, поклонявшихся дьяволу.
Совсем не удивительно, что зачастую на фестивалях выстреливают дебютные картины. Зрители ждут сюрпризов от молодых авторов и только рады открывать новые имена. На «Сандэнсе» 2015 года громко заявил о себе Роберт Эггерс. Начинавший как художник-постановщик режиссёр снял образцовый фолк-хоррор о явлении древнего зла на маленькой ферме семьи, изгнанной из общины колонистов в XVII веке. Когда пропадает младший ребёнок, главной подозреваемой становится старшая дочь Томасин (Аня Тейлор-Джой), возможно, ведьма. Режиссёр пять лет изучал историю и быт английских переселенцев, так что со знанием дела подошёл к съёмкам. Эггерс филигранно нагнетает напряжение в кадре, а зритель теряется в догадках, что же тут происходит на самом деле.
«Оно приходит ночью» Дэвида Роберта Митчелла впервые показали в «Неделе критики» Каннского фестиваля 2014 года. После секса с нервным парнем из соседнего городка юная Джей (Майка Монро) начинает мучиться странными видениями и ощущением, что кто-то за девушкой всё время следит. Выясняется, что половым путём кавалер передал Джей способность видеть мертвецов. Трупы появляются из ниоткуда, медленно идут и пытаются напасть на жертву. Монро выразительно округляет от ужаса глаза, так что страх передаётся зрителям. Митчелл и не думает объяснять правила игры, а оттого только страшнее. Липкий кошмар медленно обволакивает и не отпускает до последних минут. Американский автор переносит на экран все страхи, связанные с взрослением, и облекает фобии в жуткую форму.
Дебют братьев Дэнни и Майкла Филиппу из Австралии стал сенсацией «Сандэнса» прошлого года. Хоррор купила студия А24, что обеспечило проекту дополнительную славу. В мировом прокате фильм заработал больше 92 млн долларов, что для авторского ужастика солидная цифра. Австралийские подростки неизвестно где достали заколдованную гипсовую руку. С помощью диковинного артефакта мальчишки и девчонки вызывают духов и впускают на короткое время в тела случайных призраков. Ситуация выходит из-под контроля, когда демон отказывается покидать маленького Райли (Джо Бёрд). У Филиппу получился очень приземлённый и местами омерзительный и страшный хоррор о ярких, но опасных ощущениях. Заколдованная рука становится метафорой рискового веселья, с которым шутки плохи.
«Х» — большая удача как Тая Уэста, так и студии А24. Прежде американский автор никогда не снимал хорроры, которые бы одинаково нравились и профессиональной, и обычной публике. Впервые фильм, давший начало трилогии с Мией Гот, показали на фестивале SXSW в Остине. Из Техаса же начинает путь группа энтузиастов, мечтающих о славе и деньгах. Молодые люди арендуют на земле у дряхлой пары домик для съёмок порно. Старики-южане гостям оказываются не рады. Эстетски сделанный «Х» доказывает, что порнофильмы и хорроры всегда шли рука об руку, ведь это нишевое и вроде бы постыдное удовольствие. Однако Уэст вспоминает классические слэшеры из 1970-х и призывает аудиторию не стыдиться.
Дебют молодого британского режиссёра Реми Уикса показали на «Сандэнсе» 2020 года, и фильм быстро купил Netflix. Супруги Бол (Сопе Дирису) и Риал (Вунми Моссаку) бегут из охваченного очередной гражданской войной Судана. По пути в Великобританию погибает дочь пары. В Лондоне супругов поселяют в старом доме, где Бола и Риал атакуют призраки прошлого. Уикс не чурается скримеров и в самый неподходящий момент выпускает из мрака неизвестные сущности. Беженцы с посттравматическим синдромом брошены на произвол судьбы и вынуждены в изолированном пространстве разбираться с пугающими воспоминаниями. Это вполне могла бы быть социальная драма, но Уикс находит психозам и внутренним демонам жуткое физическое воплощение.
На счету Ари Астера всего три полных метра, а режиссёр уже по праву считается если не живым классиком, то одним из ярких авторов, каждая новая работа которого — большое событие. А началось всё с «Реинкарнации», представленной на «Сандэнсе» в 2018 году. После смерти пожилой матери (Кэтлин Чэлфант) в доме Энни (Тони Коллетт) начинают происходить странные события. Загадочные артефакты указывают на связь старушки с неведомыми мистическими силами. Теперь семейство преследует злой рок. Астер никуда не спешит, а заставляет зрителей в тягучем ритме наблюдать за чередой жестоких смертей. «Реинкарнация» — классический слоубёрнер, который ведёт к неотвратимой трагедии, а по дороге разрушает на корню счастливое американское семейство и показывает одиночество современного человека.
Современное иранское кино больше ассоциируется с социальными драмами и политическими триллерами, а не с мистическими хоррорами, но в любом правиле бывают исключения. Бабак Анвари родился в Тегеране, но уже давно живёт в Лондоне. Дебютный фильм автора «В тени» показали на «Сандэнсе» 2016 года. Во времена ирано-иракской войны 1980-х годов Шайдех (Наргес Рашиди) с дочерью Дорсой (Авин Маншеди) не покидают Тегеран, а остаются чуть ли не одни в многоквартирном доме. Пока глава семейства Ирадж (Бобби Надери) лечит раненых бойцов, супруга не только обеспечивает девочку водой и едой во время бомбёжек, но и уберегает от монстра, который, кажется, поселился в доме. Анвари соединяет экзистенциальную драму, военное кино и психологический хоррор. Одиночество, страхи и неизвестность в завтрашнем дне призывают беду и порождают чудовищ. И только зрителям решать, настоящих или придуманных.