Соединение двух не слишком совместимых сюжетных линий привело к ожидаемому провалу по обоим направлениям – не страшно, не логично и неоправданно скучно
17 лет назад в особняке на улице Бриар развернулась кровавая драма – несколько обитателей дома таинственным образом исчезли, оставшиеся же были найдены в лужах крови мертвыми. С тех пор никто не решался занять оскверненное место, и здание простояло в запустении до прибытия издалека новых жильцов, не знакомых с жутким прошлым дома. Молодая женщина, заселившаяся в особняк, пригласила к себе на работу юную Энджел – девушке поручено присматривать за сыном хозяйки, замкнувшемся в себе после смерти отца. Не принимающая всерьез «страшилки» о доме Энджел очень скоро обнаруживает, что нечто недоброе в особняке все-таки присутствует. Однако по-настоящему ощутить потустороннюю силу, наполняющую дом, девушке предстоит лишь тогда, когда в здание проникает местная банда, прятавшая в заброшенном особняке наркотики.
Поклонники жанра фильмов ужасов хорошо знают формулу правильного хоррора – либо страх в нем должен быть иррационален и всепоглощающ, либо происходящему должно найтись пусть сверхъестественное, но логичное объяснение. Доводы «это вам приснилось», «показалось», «так получилось» не принимаются – не имеющая внутреннего стержня работа в этом жанре нежизнеспособна. Но и добротной идеи в деле экранного пугания мало, нужно еще умело подвести зрителя к кульминации, сохраняя интригу и напряжение. Если с концепцией новый мистический триллер Шелдона Уилсона худо-бедно справляется, то с конструированием повествования у «Призрака дома Бриар» все очень грустно.
Причем беда начинается там, где, казалось бы, должна закрутиться главная интрига – автор фильма (а Уилсон поставил кино по собственному сценарию) свел воедино две вполне самостоятельные сюжетные линии: приезд в «нехороший дом» странной семейки и поход в тот же «нехороший дом» шайки отчаянных молодых людей. Каждое из этих направлений имело собственный потенциал, у каждого была масса возможностей вырасти в полноценный хоррор, но в руках постановщика два этих сегмента оказались деталями от разных конструкторов – можно приколотить друг к другу гвоздями, можно примотать синей изолентой, можно посадить на суперклей, но органичность будет утрачена в любом случае.
Вот и «Призраку дома Бриар» категорически не хватает органичности – его второстепенные персонажи словно попадают в кадр случайно. А ведь есть что рассказать и отцу Энджел, и офицер Бауэр явно прячет куда более выпуклую историю, нежели та, на которую его отрядили в результате слияния двух сюжетов. «Проглочены» бэкстори у добродушной Портии и зловещего сторожа дома, даже о парнях-бандитах мы толком ничего не знаем – так с какой стати нам за кого-то в грядущей мясорубке переживать?
Ах да, у нас есть милейшая юная Энджел, насупленный Эдриан и скрытная Джени! Но и здесь зрителей ждет разочарование – если Джоделль Ферланд еще как-то способна удерживать на себе внимание зрителей, то остальные в кадре играют роль ничуть не более серьезную, чем вечно выпадающие из стенного шкафа «проклятого особняка» швабры. К сожалению, сконцентрироваться на переживаниях героев решительно не получается, тем более что они регулярно дают повод усомниться в их здравомыслии, суя нос куда не следует, заглядывая в подвалы и ковыряясь в останках животных возле дома.
Будет ли страшно? Вынуждены разочаровать. «Призрак дома Бриар» щадит психику зрителя и пугает исключительно мелкими шутками живущего в особняке «призрака», весьма посредственными ранами и травмами злодеев и изредка выскакивающим на героиню Ферланд духом матери, не несущим никакого смысла и, как к финалу выяснится, порожденным богатым воображением. Нет, разумеется, к финишу действие набирает обороты, но ничего такого, что могло бы удивить насмотренного фаната жанра, вы не увидите.
Что же до финала картины, то он, повторимся, довольно любопытен и как минимум позволяет оглянуться на просмотренное и оценить под иным углом, но вброшен этот «твист» не слишком умело – авторы знали, что хотят сделать, но не знали, как. В итоге картина любопытна лишь в качестве своеобразного возвращения несколько подзатерявшейся в последние два-три года Ферланд – девушка не растеряла таланта и харизмы, однако одного этого маловато, чтобы получить одобрение взыскательной хоррор-публики.
С 20 января в кино.