Вычурная театральность на страже закона.
Некогда люди и монстры жили бок о бок, но к XIX веку доминирование человека стало очевидным. Другие виды были истреблены почти под корень, а редкие выжившие пообещали мирное сосуществование без попыток навредить человечеству. И все же нет-нет да и встречаются преступления, в которых повинны именно другие виды. За такие дела берется троица необычных детективов: полудемон Цугару Синути, горничная Сидзуку Хасей и Айя Риндо — бессмертная девушка, от которой осталась одна голова. Эксцентричное трио ведет расследования и попутно пытается найти похитителя тела Айи, который, как выясняется, виновен и в несчастьях Цугару.
Первое, что бросается в глаза при просмотре «Фарса», — яркий состав персонажей. Создатель оригинальных ранобэ Юго Аосаки смело бросил в один котел множество реальных личностей и выдуманных героев уже существующих произведений: Шерлок Холмс здесь соседствует с Алистером Кроули, а Кармилла (вампирша из одноименного романа 1872 года) уживается с Джеком-потрошителем. История же прописана так, что калейдоскоп фигур не перетягивает одеяло на себя, а скорее позволяет рассказывать историю без необходимости в долгом представлении действующих лиц.
«Фарс» выстроен в формате последовательных арок, в которых троица детективов расследует то или иное преступление. В первом сезоне таких цельных линий три, и каждая, хоть и по большей части самодостаточна, движет вперед и глобальные события. Исключением является разве что первая серия, посвященная центральной троице — не знакомых зрителю героев все же нужно как-то представить. За сезон детективы успевают исколесить немалую часть Европы: во Франции они помогают раскрыть дело об убийстве вампирши, в Англии — защитить сокровища Филеаса Фогга (известного по «Вокруг света за 80 дней»), а в Германии — найти виновного в серии убийств в небольшой горной деревушке.
Каждое дело при этом обставлено с почти театральной изящностью, что особенно подчеркивает Цугару, большой любитель обстоятельных монологов и картинной манерности. Работает на эффект и сама компоновка серий со множеством художественных решений — начиная со встраивания кадра в кадр и заканчивая появлением натурального занавеса, опускающегося в конце некоторых сцен. Вычурность аниме очень к лицу и как раз оправдывает слово «фарс» в названии.
Отдельное удовольствие в том, чтобы разгадывать преступления вместе с героями: здесь нет каких-то скрытых деталей, и Айя делает выводы исключительно на основе того, что знает зритель. Конечно, все точки над i будут расставлены в достаточно демонстративной манере — нередко в духе whodunit с обязательным раскрытием личности злоумышленника, — но куда увлекательнее успеть распознать виновного до того, как выводы сделают детективы.
За лоском и отточенностью отдельных историй пока что, увы, скрывается завязка чего-то более глобального: конфликт сквозного сюжета с таинственной группировкой «Банкет», которой как раз и управляет похитивший тело Айи человек, только намечается и не успевает дойти до активной фазы. Из-за этого весь сезон ощущается как своеобразный пролог к чему-то большему: да, герои успевают разгадать несколько крупных преступлений, однако в каждом деле разбросано достаточно сюжетных крючков, чтобы прочувствовать более глобальные события — и, увы, пока масштаб не увидеть. Из-за этого эффект от закрытого локального преступления несколько смазывается: к заключительному делу сезона противостояние с «Банкетом» успевает получить долю накала, но все равно остается скорее гипотетическим и не уходит дальше обмена любезностями.
Остается надеяться, что первый сезон покажет себя достаточно хорошо, чтобы студия задумалась о продолжении: бросать подобный сюжет на полпути кажется преступлением. Слишком уж очаровательным вышел «Фарс», чтобы вот так оборваться на полуслове.