Немного уступающий первому фильму, но в целом все равно очень эффектный и по-прежнему качественный фэнтези-хоррор, не глумящийся над произведениями классика, а уважительно переиначивающий их для молодежи XXI века
Вскрыв сундук погибшего следователя Гуро, Гоголь (Александр Петров) с помощниками находят там набор разрозненных записей и эскизов, из которых делают вывод, что загадочный Всадник совершает убийства девушек по праздникам, – теперь они знают, когда он нанесет следующий удар. Тем временем за ведьмой, живущей в этом селе, является монах Хома Брут, всегда готовый подарить нечистой силе кол в сердце.
Так как проект «Гоголь» изначально создавался как телевизионный сериал (который уже по завершении съемок было решено превратить в серию полнометражных фильмов), ждать от второй картины цикла чего-то принципиально нового было бы странно. Так и получилось – «Вий» скрупулезно следует духу и букве своего предшественника, и отличия между двумя частями трилогии сугубо косметические: в сиквеле чуть поменьше юмора (отвечавший за него Олег Меньшиков в событиях «Вия» не участвует) и меньше секса и обнаженки, но в остальном фильм демонстрирует ровно тот же уровень качества, что и «Гоголь. Начало».
Другое дело, что этот уровень, если судить по отзывам на первый фильм, разделил зрителей на два диаметрально противоположных лагеря. Кто-то увидел и оценил в картине самобытность, интересную интеграцию западного стиля и славянских страшилок, в конце концов драйв и удивительно плотную аудиовизуальную ткань, а кто-то… ничего этого не увидел, не в силах преодолеть предубеждение против отчетливо сериальной структуры повествования (каждый фильм состоит, по сути, из двух 45-минутных эпизодов) и наглости создателей, посмевших превратить «каноничного» Николая Гоголя в начинающего охотника на нечисть с лицом полицейского с Рублевки.
Поставить себя на место вторых я, как ни стараюсь, не могу – все попытки относиться скептически к тому, что происходит на экране, разбиваются о густую, живую картинку, внушающий саундтрек Райана Оттера, очень достойные спецэффекты и лихое перекраивание знакомых по классической литературе сюжетов под запросы молодых зрителей конца десятых годов XXI века. Да, запросы эти во многом просты, но то, с какой удалью и мастерством авторы «Начала», а теперь и «Вия» их удовлетворяют, не может не подкупать – это стопроцентно коммерческий проект в самом хорошем смысле этого слова, то есть сделанный людьми и для людей.
Да, в лобовом сравнении с «Началом» сиквел все же слегка уступает предшественнику, но дело тут исключительно в «субъективных» особенностях конкретно этих эпизодов – без Меньшикова проект смотрится не так ярко, да и обилие обнаженки было весьма смелым и ярким решением. К тому же нельзя не отметить, что эффект новизны за полгода, прошедшие с выхода первой ленты, слегка подрастерялся, но не настолько, чтобы «Вий» можно было пропустить. Тем более что титульный монстр, которого авторы приберегли в виде финального козыря, получился довольно впечатляющим – то, что надо, чтобы «зацепить» зрителя еще на полгода, до конца лета, когда до экранов доберется финальная часть кинотрилогии.
С 5 апреля в кино.