Добродушная и забавная российская комедия о суровом сыщике, душа которого переселяется в тело новорожденного ребенка
Бравый полицейский из Владивостока майор Хромов (Сергей Гармаш) проводит операцию под прикрытием. Чтобы втереться в доверие к мафии, он отбывает тюремный срок. Когда ему оформляют условно-досрочное освобождение, Хромов оскорбляет беременную женщину-психолога (Лиза Арзамасова). На свободе Хромов заходит к китайской гадалке, чтобы тайком получить инструкции от начальства, и старуха обещает ему, что он заплатит за свои обидные слова. Во время операции по захвату главаря мафии Хромова пытается арестовать ничего не подозревающий сотрудник экологической полиции Олег (Андрей Назимов), и майору приходится заслонить непутевого коллегу от бандитских пуль. Хромова оперируют в больнице в то же время, когда рожает обиженная им женщина, и его душа переселяется в тело младенца. Год спустя, когда ребенок начинает говорить, Хромов убеждает своего «отца» – того самого экополицейского Олега – помочь ему поймать мафиози и снять проклятие.
Начало осени – время хорроров, и потому разумно в порядке контрпрограммирования выпустить в сентябре фарсовую комедию, снятую для тех, кто категорически отказывается пугаться. Формально полнометражный режиссерский дебют монтажера и продюсера Александра Андрющенко затрагивает мрачные темы, но делает он это с наивным и игривым юмором картин вроде «Джентльменов удачи». Классическая советская лента неизбежно вспоминается во время просмотра, когда Хромов начинает учить своего мягкосердечного «папашу-подопечного» бандитскому жаргону, чтобы тот смог выдать себя за мафиози.
В Америке о таких фильмах часто пишут, что это «кино одной шутки». В «Напарнике», однако, два прикола, которые нитью проходят через весь фильм. С одной стороны, годовалый малыш говорит голосом Сергея Гармаша и разглагольствует с цинизмом матерого мента, а с другой стороны, Олег, который обычно выписывает штрафы за потоптанные цветы и ведет себя как «облако в штанах», пытается изобразить «крутого мужика» и почти что в одиночку поймать босса китайской мафии (по сюжету триады стараются закрепиться во Владивостоке). Двойной контраст – двойной удар! Смотрится это нелепо и абсурдно, но довольно забавно, причем в большинстве сцен. Что для фарсовой комедии главное.
Есть у «Напарника» и душевная сторона. Хромов учит Олега, как быть «крутым», в то время как сам учится у напарника семейной любви. В начале фильма мы узнаем, что майор вырос в детском доме, и похоже, что он впервые в жизни оказывается по-настоящему, без психологических барьеров, близок с другим человеком.
К сожалению или к счастью, создатели «Напарника» не стали заполнять фильм боевыми моментами. В паре сцен они попросту отворачивают камеру, чтобы не показывать кровавую потасовку. Это соответствует общему курсу ленты на почти советскую комичность с душевным привкусом, но наверняка разочарует тех, кто ждет, что «Напарник» окажется полноценной экшен-комедией в голливудском стиле. В картине есть погоня, стрельба и даже прыжок с парашютом, но в основном это разговорно-гэговое зрелище, в котором никто или почти никто из значимых персонажей не погибает.
Ведущие актеры «Напарника» справляются со своими задачами по-разному. Гармаш великолепен в роли саркастичного Хромова, Арзамасова буквально светится в образе очаровательной молодой мамы, а вот Андрей Назимов мог бы быть посмешнее. Интересно, как бы в роли Олега смотрелся чуть более молодой, чем сейчас, Павел Деревянко? В свою очередь, Ксении Лавровой-Глинке немного не хватает харизмы в роли начальницы Хромова, которая неровно к нему дышит. Наконец, Ян Цапник в очередной раз демонстрирует, что он один из лучших российских исполнителей характерных ролей. Не будем говорить, кого именно Цапник играет, но делает он это превосходно и запоминается, хоть роль у него небольшая.
Классное ли это кино? Нет – ему недостает остроумия и изобретательности, а его основной спецэффект не слишком убедителен (реалистичного человека очень трудно изобразить с помощью компьютерной графики). Однако «Напарник» заставит вас улыбнуться, и на него можно сходить с семьей, если детям уже исполнилось 12 лет. Хотя скорее это фильм для мужа и жены, которые оставили детей дома и выбрались в кинотеатр, чтобы посмотреть на нелепые и нежестокие приключения двух охотников за гангстерами, а заодно полюбоваться нынешним Владивостоком, который впервые показан в мейнстримном российском кино.
С 14 сентября в кино.