Неторопливая семейная драма с Джудом Лоу и Кэрри Кун о том, как мужская жадность может погубить семью.
Вторая половина 1980-х. Нью-йоркский бизнесмен Рори (Джуд Лоу) недолго думая принимает рабочее приглашение старого друга и вовсю готовится вернуться в родную Великобританию. Привыкшая к постоянным переездам семья — супруга Эллисон (Кэрри Кун) и двое детей-подростков — особо не возникает из-за очередной смены обстановки: еще бы, Рори перевозит их в старинный особняк в графстве Суррей близ Лондона, отправляет сына в лучшую частную школу, а жене покупает породистого коня. Все вроде бы идет как по маслу, но сначала Эллисон узнает, что Рори сюда никто не звал — он сам напросился на должность, а позже видит, что на их банковском счете почти нет денег.
Кинофестиваль независимого кино Сандэнс, судя по весточкам с него, ежегодно зажигает новых звезд, так называемых «следующих больших американских режиссеров», но, будем честны, не все их расхваленные картины проходят даже стандартную проверку временем. «Марта, Марси Мэй, Марлен» — пример редкого сандэновского дебюта, который спустя десять лет не потерял своей силы и до сих пор смотрится на одном дыхании. Это выдающийся параноидальный триллер о сбежавшей из секты девушке, которую терроризируют воспоминания о прошлой жизни и постоянное чувство тревоги: ей кажется, что за ней следят и в любой момент ее могут забрать обратно.
После успеха фильма перед режиссером Шоном Дуркином были открыты любые двери, но он почему-то «замолчал» на долгих 9 лет. За это время он успел спродюсировать несколько фильмов и выступить режиссером по найму для британского мини-сериала «Саутклифф», но именно «Гнездо» — его возвращение в большое кино и долгожданная проверка вторым фильмом. Иронично, но в схожей ситуации в этом году оказался другой талантливый выпускник Сандэнса — Бен Зейтлин, который после успеха дебютных «Зверей дикого Юга» пропал на восемь лет. Вернулся он сомнительной адаптацией истории о «Питере Пэне» под названием “Венди”, которая, мягко говоря, не оправдала возложенных на Зейтлина ожиданий. С Дуркиным все иначе — «Гнездо» доказывает, что успех его дебюта был не случаен: это даровитый автор, мастерски работающий с жанровыми приемами.
На первый взгляд «Гнездо» — это шаг в сторону после «Марта, Марси Мэй, Марлен»: фильм рекламируют как психологический хоррор то ли о зловещем доме, то ли об отце семейства, который вот-вот свихнется и начнет бегать с топором за сыном по саду. Все это, конечно, не соответствует действительности. «Гнездо» — это по-европейски сухая семейная драма о разрушительной силе амбиций и достигаторства, но у фильма все же есть несколько точек соприкосновения с дебютом: Дуркин снова мастерски нагнетает тревожную атмосферу, заставляя зрителя гадать, к чему приведет весь этот круговорот лжи. И вообще оправдан ли саспенс: может, беспокойство беспочвенно, а героям вовсе ничего не грозит.
Для Джуда Лоу, который в последние годы набрал великолепный ход, роль Рори — сходу одна из лучших в карьере: он как минимум убедителен, а вообще по-настоящему завораживает, когда в очередной раз с огнем в глазах вешает лапшу на уши окружающим. Есть в образе что-то близкое к Дону Дрейперу из «Безумцев»: это такой же харизматичный антигерой, который сломя голову бежит прочь от бедного прошлого и конструирует себя заново, чтобы втиснуться в высшее общество. Получается не всегда удачно. В какой-то момент он кричит «У меня было дерьмовое детство, и я заслуживаю это, заслуживаю еще больше» — брошенная между делом реплика раскрывает Рори намного лучше отдельных написанных под героя эпизодов, вроде первой за десять лет встречи с матерью.
Правит балом, впрочем, не Джуд Лоу, а вечно недооцененная и отсиживающаяся на втором плане Кэрри Кун с уже, видимо, фирменной дуркиновской ролью. Как и Элизабет Олсен в фильме «Марта, Марси Мэй, Марлен», Кун играет героиню, зажатую в тиски обстоятельств: ей некуда идти, она боится прошлой жизни (по сюжету Эллисон уже была разведена), а главное — ее постоянно убеждают в том, что все в порядке, никакой угрозы не существует. Правда, если в первом фильме зритель подсознательно понимал, что угроза реальна и вплоть до открытого финала ждал условного нападения сектантов, то в «Гнезде» все ожидания и правда оказываются напрасными.
Дуркин использует арсенал жанрового кино, опять же некоторые эпизоды снимает под хоррор, нагнетая саспенс, но в самый ответственный момент почему-то трусливо ставит многоточие вместо жирной точки, неубедительно обманывая зрителя, который готовился к громкому финалу. Это одна из главных сценарных проблем Шона Дуркина (с режиссурой у него все в порядке): он одновременно пытается быть лаконичным, но в то же время перегружает историю совсем нелепыми «говорящими» эпизодами. Самый наглядный пример — подаренный конь, который хорошо рифмуется с новой пышной жизнью героев. Когда дела пойдут на спад, лошадь естественно умрет. Дуркин не отпустит удачную метафору просто так и еще пару раз вернет ее на экран, но достойный финал зрителю, к сожалению, придется додумать самостоятельно.