Авторский блокбастер Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня» давно стал вещью в себе, своеобразной мерой военного кино, а производственный путь фильма – красноречивым примером того, как делать не стоит. Вклад «Апокалипсиса» в культуру сложно переоценить и еще сложнее объять всесторонне. По случаю годовщины отечественной премьеры фильма на ММКФ 1979 года разбираемся, как картина Копполы оказала влияние на кинематограф, музыку и даже туризм.
Пародия, оммаж, копия
«Апокалипсис сегодня» по праву считается одним из самых цитируемых фильмов. К атаке «воздушной кавалерии» под «Полет валькирий» неоднократно отсылались в «Симпсонах», мультфильмах «Ранго», «Смурфики» и фильмах «Каспер» и «Солдатики». Памятный кадр вертолетов на фоне ярко-красного восходящего солнца, известный еще и по одному из постеров «Апокалипсиса сегодня», повторяли Майкл Бэй («Трансформеры»), Джей Джей Абрамс («Звездные войны: Пробуждение силы») и Джордан Вот-Робертс («Конг: Остров черепа»). Иногда режиссеры пародируют знаменитую сцену, иногда отдают дань уважения, порой персонажи намеренно подчеркивают сходство ситуации, разворачивающейся внутри фильма, с классикой Фрэнсиса Форда Копполы (как, например, в фильме «Безумно богатые азиаты» или одной из серий «Симпсонов», где галлюцинирующий водитель школьного автобуса Отто мычит «Полет валькирий», когда ему кажется, будто он летит над на Спрингфилдом).
Колоссальной популярностью также пользуется сцена с выжиганием джунглей напалмом. Вот что говорит режиссер «Трофеев войны» (четвертого эпизода седьмого сезона «Игры престолов») Мэтт Шекман: «Я понял, что у нас впервые появился шанс увидеть, каково это — оказаться по другую сторону атаки дракона. Увидеть, на что похожа война, когда она меняется навсегда, например, когда появляется новое оружие… Я многое подсмотрел в «Апокалипсисе сегодня», где вы оказываетесь на земле вместе с бедными жителями деревни, а огонь и напалм охватывают все вокруг».
Не менее популярна фраза подполковника Билла Килгора (Роберт Дюваль), венчающая обращение вьетнамской деревни в огненный ад. «Я люблю запах напалма поутру», — потом повторили десятки, если не сотни персонажей, либо напрямую цитируя эксцентричного вояку, либо меняя «напалм» на что-то другое, часто в комедийном ключе.
Чарли серфят!
Еще одна знаменитая фраза подполковника Килгора, «Чарли не серфят», породила на Филиппинах полноценную культуру катания на волнах. Как известно, сцены с захватом прибрежной деревни и последующей обработкой близлежащих джунглей напалмом снимались на побережье филиппинского муниципалитета Балер. Сейчас это приятное туристическое место, известное 400-метровым пляжем под названием Charlie's Point, где почти круглый год собираются серферы. Местные жители так вдохновились отрывком из фильма Копполы, что не только научились популярному виду спорта сами и привлекают любителей и профессионалов со всего мира, но и открыли серфшоп под названием «Чарли серфят».
Музыка Вьетнамской войны
The Doors, The Rolling Stones, The Beach Boys, Creedence Clearwater Revival – саундтрек «Апокалипсиса сегодня» сформировал обязательный набор групп и песен ко всем последующим фильмам, так или иначе касавшимся темы войны во Вьетнаме. Коппола словно оставил следующим поколениям режиссеров установку: снимаешь про Вьетнам – ставь классический рок и обязательные отрывки из опер, чтобы подчеркнуть особенно эпичные моменты. И кинематографисты, последовавшие за Копполой в джунгли, охотно приняли правила игры. «Доброе утро, Вьетнам» Барри Левинсона, «Взвод» Оливера Стоуна, вьетнамская часть «Форреста Гампа» Земекиса и многие другие картины смежной тематики подхватили тренд, заданный «Апокалипсисом», используя в качестве музыкального оформления ставший знаковым «саундтрек Вьетнама».
Видеоигра
Однажды Фрэнсис Форд Коппола решил ворваться в мир новых медиа и запустил на краудфандинговой платформе Kickstarter кампанию по финансированию видеоигры «Апокалипсис сегодня». В описании проекта были в том числе слова режиссера «видеоигры превращаются в осмысленный способ рассказывать истории, и мне не терпится изучить возможности ''Апокалипсиса сегодня'' для новой платформы и нового поколения». Игрок должен был повторить путь капитана Бенджамина Уилларда (Мартин Шин) по реке Меконг в логово полковника Курца (Марлон Брандо), удостоверяясь в ужасах войны. Впрочем, загадочный флер неудач и производственных проблем и тут не отстал от Копполы – кампания была свернута несколько недель спустя, не снискав благосклонности потенциальных игроков, оставив после себя лишь небольшой трейлер. И игроизация «Апокалипсиса сегодня» по сей день ждет своего демиурга.
История создания
Печальная и поучительная история съемок «Апокалипсиса сегодня» известна каждому. Коппола отправился в джунгли на 14 недель, а вышел оттуда спустя 500 мучительных дней на грани нервного срыва и финансового краха. Сам режиссер описывал работу над картиной так: «Мы делали этот фильм примерно так же, как американцы вели войну, — нас было слишком много, мы тратили слишком много денег и понемногу сходили с ума». Все тяготы работы над «Апокалипсисом» последовательно и тщательно документировала на камеру жена режиссера Элинор Коппола. Полученный материал пролежал на полке почти 15 лет, но впоследствии все же превратился в «Сердца тьмы: Апокалипсис кинематографиста» – один из самых титулованных и кассово успешных документальных фильмов. Фильм Элинор Копполы не только стал эталоном поджанра «история создания» и дал импульс к съемкам прочих подобных документальных проектов, но и, как и сам «Апокалипсис», породил массу пародий (например, восьмой эпизод третьего сезона сериала Дэна Хармона «Сообщество»).