Мало какой сиквел может состязаться в интересности с оригиналом, поэтому нам, пожалуй, остается только радоваться, что некоторые знаменитые картины продолжениями так и не обзавелись
«Инопланетянин 2: Ночные страхи»
«Инопланетянин» атаковал кинотеатры в 1982 году, став одним из самых успешных семейных фильмов в истории. Стивен Спилберг решил ковать железо, не отходя от кассы: всего через пару недель после премьеры он вместе со сценаристом оригинала Мелиссой Мэтисон засел за разработку сиквела – плодом этих усилий стал 9-страничный тритмент для фильма под названием «Инопланетянин 2: Ночные страхи» (E.T. 2: Nocturnal Fears).
Еще до «Инопланетянина» Спилберг вынашивал идею мрачного сай-фая о семье, терроризируемой пришельцами, – но снял в итоге известно что. Теперь режиссер решил, что можно снова взяться за раннюю задумку, оформив ее в виде новых приключений Е.Т. Как следует из тритмента, на доброго инопланетянина открывали охоту другие пришельцы, приземлившиеся в своем звездолете посреди леса. Выглядели они так же, как и Е.Т., однако были альбиносами и цели преследовали совсем иные, о чем Спилберг четко сообщил в наброске сценария: «Пришельцы на борту корабля – ЗЛОБНЫЕ! Они принадлежат к группе мутантов, отпочковавшейся от цивилизации Е.Т. Эти две стороны уже давно находятся в состоянии войны».
Подчеркивая свою злобность, альбиносы убивали лесных зверушек и пожирали их мясо. Дальше – больше. Гуляя по лесу, дети из первой ленты натыкались на альбиносов и попадали к ним в плен. Пришельцы утаскивали землян в звездолет и пытали их, выясняя, где укрылся Зрек (именно так, оказывается, зовут Е.Т.). Зрителей к этому моменту тоже начинал грызть вопрос: в самом деле, где же обещанный в названии Е.Т.? А он, согласно задумке, должен был прилететь из космоса только в самом конце, зашвырнуть злых альбиносов куда-то в дальнюю галактику и снова удалиться по своим делам.
От идеи мрачного сиквела с убийствами и пытками Спилберг в итоге решил отказаться, признав, что такое продолжение «украло бы всю невинность оригинала». «Люди запоминают только то, что было в конце, а первая часть забывается, – говорил он в интервью. – Кроме того, сиквелы опасны тем, что они заставляют твоего внутреннего художника идти на компромиссы». Что ж, в этом с маэстро сложно не согласиться – особенно после четвертой части «Индианы Джонса»…
«Семь II: Восемь»
Финал «Семи» Дэвида Финчера выглядел вполне самодостаточным в своей завершенности и в послесловиях не нуждался – так, во всяком случае, казалось фанатам ленты, режиссеру и актерам. Но нельзя же просто взять и оставить в покое кино, которое принесло деньги! Поэтому через несколько лет после выпуска ленты студия New Line Cinema стала искать способ продлить удовольствие любой ценой. У автора «Людоеда» и «Одиннадцати друзей Оушена» Теда Гриффина был приобретен оригинальный сценарий о докторе с экстрасенсорными способностями, который помогает ФБР ловить маньяка, тоже экстрасенса. Хитроумный план студии состоял в том, чтобы переписать скрипт, сделав из него сиквел «Семи» под названием, ну, например, «Восемь» (Ei8ht) или «Семь: Часть II» (Se7en: Part II), а главного героя заменить Уильямом Сомерсетом – персонажем Моргана Фримана из «Семи».
Переделанный сценарий показали Финчеру. Тот идеей не соблазнился. «Во всем этом было не слишком много смысла, как по мне, – вежливо прокомментировал он ситуацию журналистам в 2005 году. – Они хотели, чтобы Морган стал ясновидящим и с помощью этой способности расследовал деятельность серийных убийц. Я подумал: “Ха, ловко это они!” Когда тебе предлагают такой хай-концепт, это не может не тревожить». Фанаты фильма тоже встревожилась, но режиссер их успокоил: «Этот сиквел мне не более интересен, чем втыкание тлеющих сигарет себе в глаза».
Брэд Питт без Финчера участвовать тоже не хотел. New Line снова напрягла креативную жилку и вычеркнула его персонажа, агента Миллза, из сценария – теперь он упоминался там лишь вскользь и никак не влиял на сюжет. Надежды продюсеров были связаны с тем, что Моргана Фримана втянуть в проект им все-таки удалось. Казалось бы – полдела сделано, осталось найти постановщика. Режиссуру предлагали Нику Кассаветису, Полу Верхувену и Мигелю Сапочнику, но все они рано или поздно приходили к мысли, что идейка выглядит притянутой за уши: если Уильям Сомерсет – экстрасенс, почему он ни разу не обмолвился об этом в первой ленте?
В итоге Моргану Фриману вся эта чехарда тоже надоела; он сделал проекту ручкой, и сиквел развалился окончательно. Самое интересное, что еще через несколько лет студия вернулась к первоначальному сценарию и экранизировала его в виде самостоятельной ленты. Если вы посмотрите триллер 2015 года «Экстрасенсы» с Энтони Хопкинсом в роли отставного фэбээровского психиатра, то в общем и целом поймете, каким мог бы быть фильм «Семь II», если бы он все-таки случился. И, вероятно, согласитесь с нами: все что ни делается, все к лучшему. И что не делается – тоже.
«Битлджус 2: Битлджус на Гавайях»
Фанаты Тима Бертона в курсе, что последние годы он дразнит общественность возможным сиквелом о Битлджусе, к которому якобы уже даже написан сценарий. Сценарист Сет Грэм-Смит подтверждает: действие нового «Битлджуса» должно происходить в наши дни (то есть почти три десятилетия спустя), и сюжет предполагает возвращение Вайноны Райдер и Майкла Китона. Конечно, анонсировать – не значит сделать: Бертон сам признавался, что «это не то кино, которому так уж сильно нужен сиквел», поэтому фильм, возможно, так и останется фанатской мечтой. Но знаете ли вы, что в начале 90-х продолжение «Битлджуса» уже планировалось – и даже почти что появилось на свет?
В 1990 году Бертон обратился к сценаристу Джонатану Джемсу с просьбой написать сиквел к его черной комедии о похождениях харизматичного биоэкзорциста в полосатой пижаме. «Тим решил, что было бы забавно скрестить пляжное кино с немецким экспрессионизмом, то есть столкнуть две совершенно несовместимые штуки», – вспоминал Джемс, написавший в результате скрипт под названием «Битлджус на Гавайях» (Beetlejuice Goes Hawaiian). В центре сюжета была все та же семейка Дитцев – они переезжали жить в тропики, а Чарльз, глава семьи, строил ресорт для туристов. Вскоре, правда, выяснялось, что для строительства был неосмотрительно выбран участок, расположенный прямо на древнем могильнике, и пробудившийся дух гавайского кахуны (колдуна) устраивал Дитцам веселую жизнь. Лидия, младшая из Дитцев, отправлялась в потусторонний мир и просила своего старого знакомого, Битлджуса, вынудить ее семью убраться с острова. Биоэкзорцист готовно брался за работу (на условиях того, что Лидия станет его невестой), пугал людей ожившими скелетами динозавров и сам превращался в огромного монстра «Джуцифера». Попутно он успевал еще и выиграть состязание по серфингу, пустив в ход свои экстрасенсорные способности… В результате случалось примерно то, о чем Лидия и мечтала: поднятая Битлжусом огромная волна уничтожала весь остров вместе с ресортом.
Студии Warner Bros. дурацкая идея понравилась, Райдер и Китон подтвердили свою заинтересованность (при условии, что Бертон выступит режиссером), и… тут вмешался «Бэтмен». Студия предложила режиссеру сперва заняться продолжением этой ленты, а там постепенно и до «Битлджуса» дело дойдет. Бертон с Китоном согласились и переключились на «Бэтмен возвращается». Сценариста Дэниэла Уотерса, нанятого в 1991-м для полировки сценария «Битлджуса на Гавайях», режиссер в итоге усадил писать скрипт Бэтмен-сиквела. Дальше Битлджус пошел по рукам: в 1993-м улучшением сценария занималась Памела Норрис из Saturday Night Live, а в 1996-м Warner Bros. пыталась отдать его на доработку Кевину Смиту, но тот предпочел заняться скриптом проекта «Супермен жив» (который в итоге так и не состоялся).
В 1997-м самый первый сценарист, Джемс, печально констатировал, что «Битлджус на Гавайях», по-видимому, уже не состоится – в силу чисто технических причин: «Вайнона Райдер стала слишком стара для роли подростка, и вообще, всех актеров надо полностью менять, другого выхода нет». Бертон, однако, никого менять не стал – он предпочел положить идею о сиквеле «Битлджуса» на полку и забыть о ней на много лет. Когда же пришел Сет Грэм-Смит, то пообещал начать всю работу с нуля. В общем, мы не знаем, выйдет ли из его усилий толк, но если бесноватый герой Китона когда-то и вернется на экран, то уже точно не в гавайской рубашке.
«Форрест Гамп 2: Гамп и компания»
Хотя «Форрест Гамп» не получил продолжения, в свое время студия Paramount рассматривала возможность сиквелизации этой истории вполне серьезно – тем более что Уинстон Грум, автор исходной книги, сразу после выхода фильма написал второй том под названием «Гамп и компания» (Gump & Co.). В новом романе описывалась жизнь Форреста Гампа в 90-е годы.
Выждав несколько лет после публикации «Гампа и компании», Земекис отдал книгу на обработку Эрику Роту – тому самому автору, которому однажды уже удалось превратить весьма посредственный, по мнению многих читателей, роман «Форрест Гамп» в великолепный сценарий. Задача у центрального героя была прежняя: вляпываться в разные исторические события и сталкиваться со знаменитыми людьми, комментируя все это в своей наивной манере. Как и в первом случае, Роту пришлось сильно переписать книгу, заменив одни события другими.
В сиквеле разорившийся Гамп больше не занимался ловлей креветок – теперь он становился знаменитым танцором, в связи с чем оказывался в Европе и танцевал с принцессой Дианой. Попав в Берлине на финал Кубка мира по футболу и нечаянно испортив победный гол в матче между сборными Восточной Германии и СССР, Гамп улепетывал от разъяренной толпы, которая в погоне за ним разламывала Берлинскую стену. Позже он оказывался виновен в разливе нефти из севшего на мель танкера «Эксон Вальдез» и попадал в армию, где участвовал в операции «Буря в пустыне» – боролся в Кувейте с Саддамом Хусейном. В очередной раз проявив себя как находчивый изобретатель, Гамп придумывал новый вид «Кока-Колы». Также Гамп знакомился с О. Джеем Симпсоном (американским футболистом, который, как считается, убил свою жену и вышел сухим из воды) и выбрасывал из его машины улики, ввиду чего Симпсона так и не удалось посадить. Среди других знаменитостей, с которыми его сводила судьба, были аятолла Хомейни, Рональд Рейган, чета Клинтонов и даже Том Хэнкс собственной персоной, встреченный Форрестом на церемонии вручения «Оскаров». В конце концов он становился еще и свидетелем знаменитого теракта в Оклахома-Сити, унесшего жизни 168 человек…
Все это так и осталось на бумаге, поскольку Эрик Рот завершил сценарий и отправил его на студию в крайне неудачный момент – 10 сентября 2001 года. После всеамериканской трагедии, случившейся на следующий день, только сумасшедший стал бы снимать комедию о теракте. Прочитав текст, Том Хэнкс и Роберт Земекис с сожалением признали, что сиквел «нерелевантен реальности». Роту оставалось лишь развести руками перед журналистами: «Честно говоря, я думаю, что это конец истории Гампа. Мир изменился, время ушло, и некоторым фильмам, наверное, лучше оставаться односерийными». Добавить тут особо нечего, можно лишь фантазировать, как бы все обернулось, если бы Роту заказали сценарий на пару лет раньше… Но, к сожалению (или к счастью), история не знает сослагательного наклонения.
«Гладиатор 2»
Серьезно? Серьезно! Несмотря на то что главный герой Максимус умер и был похоронен в финале ленты Ридли Скотта, «Гладиатор» стал слишком большим событием, чтобы позволить протагонисту залеживаться в могиле. Режиссер пошел не самым очевидным путем и… заказал сценарий потенциального сиквела рок-звезде Нику Кейву, попросив его «придумать красивое решение» для проблемы со смертью центрального персонажа.
Кейв постарался: написанный им сценарий был в прекрасном смысле безумен. Прежде всего, на небесах Максимус устраивал богам такой расколбас, что те отправляли его обратно на грешную землю, сделав в придачу еще и бессмертным (дабы этот варвар их больше не побеспокоил). Реинкарнированный Максимус сначала защищал в Риме ранних христиан от преследований, а затем начинал шествие по аренам всех значительных войн, разгоревшихся в следующие пару тысячелетий, – досталось и крестовым походам, и Наполеону с Гитлером, не говоря о Вьетнаме… Чтобы как-то оправдать слово «гладиатор» в названии, все это время Максимус оставался одет в боевую одежду из первой серии. В итоге он устраивался работать в Пентагон.
Все это было так бредово, что очаровало и Ридли Скотта, и Расселла Кроу. «Мы сразу ухватились за этот сценарий», – вспоминал актер в интервью. «Да, мы честно пытались протолкнуть его, – подтверждал Скотт. – Он был блестящим. Я не имею в виду финансовый потенциал. Просто сама история была классная. Она отлично продолжала первую часть. Я думаю, Кейв получил большое удовольствие, когда сочинял этот сценарий, добавив туда элементы фэнтези и вернув Максимуса из мертвых». Но студия, поразмыслив, решила, что менять тон франшизы на ходу – это все-таки будет слишком смело, и убедила режиссера переключиться на проект «Черный ястреб» (тоже про войну, но без Максимуса). А ведь если бы они вовремя вспомнили пример франшизы «Пятницы, 13-е», в которой тоже поначалу не присутствовало никаких элементов сверхъестественного, все могло бы сложиться иначе…
«Реальные кабаны 2: Холостяцкий заезд»
Комедия о четверке немолодых мужчин, решивших «по-взрослому» прокатиться по Америке на мотоциклах, но при этом нечаянно ввязавшихся в войну с клубом настоящих тру-байкеров, была крупным хитом. Неожиданно для всех фильму Уолта Беккера удалось обскакать множество достойных конкурентов (таких, например, как «СуперПерцы» и «Немножко беременна») и стать самой прибыльной комедией 2007 года. Конкурирующие студии почуяли запах денег и стали заказывать сценарии на похожие темы, а Беккер тут же запустил под крылом Диснея съемки еще одной комедии с Джоном Траволтой – «Так себе каникулы».
Этим планы Мышиного дома на Беккера не ограничивались: мейджор рассудил, что «Реальным кабанам» нужен собственный сиквел, анонс которого вскоре всплыл в профильной прессе. Согласно задумке сценаристов, во второй части один из героев (Уильям Мэйси) женился на женщине своей мечты, а перед свадьбой друзья устраивали своеобразный «мальчишник» в формате байкерского заезда по Европе. Незнание американцами иностранных языков и местных порядков должно было породить много смешных ситуаций. Проект получил название «Реальные кабаны 2: Холостяцкий заезд» (Wild Hogs 2: Bachelor Ride).
И все бы было хорошо, но вмешались судьба-злодейка: в 2009 году «Так себе каникулы» с треском провалились в прокате, породив большие сомнения как в комедийном потенциале Траволты, так и в мастерстве Беккера. Вдобавок журналисты задним числом объяснили успех «Реальных кабанов» довольно обидным фактором: мол, подростки купили столько билетов на «старых дядек» лишь затем, чтобы после начала сеанса незаметно перебегать в соседние залы, где транслировались «300 спартанцев» со взрослым рейтингом R – так что если бы не стечение обстоятельств, не случилось бы и такой впечатляющей кассы.
Взглянув на первые на цифры сборов «Так себе каникул», Дисней занервничал и в течение пары недель вычеркнул из своего расписания сразу несколько комедий с «возрастными» звездами, включая сиквел «Реальных кабанов», съемки которого должны были начаться через несколько месяцев. Разжалованный Беккер отправился работать на ТВ, и на этом история заглохла. А ведь идея-то была неплохая…
«Братья Вега»
На протяжении последних лет двадцати Квентин Тарантино не перестает мечтать о том, чтобы снять продолжение сразу двух своих картин. По его задумке, проект под названием «Братья Вега» (The Vega Brothers) должен столкнуть Вика Вегу из «Бешеных псов» с Винсентом Вегой из «Криминального чтива». Хотя в фильмах тема их родства никак не упоминается, режиссер никогда не скрывал от прессы, что общую фамилию персонажи носят не случайно – они, конечно, сиблинги.
Поскольку оба криминальных брата не дожили до финальных титров, «кроссовер» с их участием задумывался как евро-приквел: Винсент управляет клубом в Амстердаме, и Вик приезжает к нему в гости… Впрочем, к середине нулевых всем стало очевидно, что Майкл Мэдсен и Джон Траволта вышли из того возраста, когда можно было прикинуться молодыми версиями самих себя. Идея с приквелом обессмыслилась. Отчего же Тарантино не забросил ее? Оказывается, он придумал новую концепцию, которая снова возвращала постаревших Мэдсена и Траволту в игру, – и теперь это был уже не приквел, а сиквел.
«Я понял, как это можно сделать, – рассказывал он в 2007 году. – У обоих персонажей есть старшие братья-близнецы! И эти братья объединяются после их смерти». Ободренный новостями Майкл Мэдсен еще несколько лет надеялся, что эта история сработает. «Мне там отводится роль близнеца Вика Веги, – откровенничал он в радиоинтервью. – И такой же близнец есть у Винсента. Выйдя из тюрьмы, мы знакомимся в самолете, не подозревая, что приходимся друг другу родственниками…» В результате родня должна была объединиться и вернуться в Лос-Анджелес, чтобы отомстить за погибших братьев.
С этой концепцией, как видно, сразу возникает несколько проблем. Первая: затея с близнецами звучит очень глупо. Вторая проблема: кому и как они собираются мстить? Любого, кто помнит финалы «Бешеных псов» и «Криминального чтива», должна оттолкнуть идея о добавлении к этим историям каких-либо новых кусочков. Третья проблема: Мэдсен и Траволта стали почти на четверть века старше. Если предположить, что все это время их персонажи провели в тюрьме, то неужели одной мегаотсидки братьям показалось мало, раз они сразу начинают нарываться на следующую? Тарантино, впрочем, и сам все понимает, поэтому не оставляет фанатам особых надежд: «К сожалению, актеры слишком постарели. Так что, я должен признать, эта история уже маловероятна даже в виде сиквела». Всем можно выдохнуть.
«Кавказская пленница 2»
Да, у «Кавказской пленницы» мог быть сиквел – или, вернее, спин-офф, поскольку участие Шурика в нем не предполагалось. Вместо этого Леонид Гайдай намеревался проследить за дальнейшей судьбой главного злодея – товарища Саахова.
В конце 60-х режиссер пришел на «Мосфильм» с такой идеей: несмотря на высокое положение и связи Саахова, после справедливого суда зарвавшемуся начальнику навешивают срок и отправляют за решетку. Там он попадает хоть и на «теплое», но все же довольно унизительное место руководителя лагерной самодеятельностью. Поскольку никто из зэков не хочет играть женские роли, «массовику-затейнику» приходится самому периодически переодеваться в дамочек, что никак не способствует увеличению его авторитета. Когда же срок заключения заканчивается, Саахов едет домой и не может поверить своим глазам: в его кабинете теперь сидит Нина – та самая «спортсменка, комсомолка и просто красавица», из-за которой когда-то рухнула карьера сластолюбца.
Троицу Трус-Балбес-Бывалый тоже планировалось отправить на нары, хотя на этот счет у Гайдая уверенности не было: с одной стороны, тюрьма по этим персонажам просто плакала, с другой – режиссер уже успел от них устать. К тому же Гайдай был не в лучших отношениях с Евгением Моргуновым, который, что называется, «словил звезду». Впрочем, до решения вопросов кастинга дело не дошло.
Владимир Этуш, сыгравший Саахова в «Кавказской пленнице», спустя много лет вспоминал: «Уже готов был план сценария, в котором троица вместе с Сааховым попадает в образцово-показательный лагерь… Но в те времена юмор и места заключения были несовместимы, и руководство [“Мосфильма”] приняло идею с прохладцей, а потом и вовсе ее похоронило». Охладел к ней со временем и Гайдай, увлекшись разработкой «Бриллиантовой руки». Решив, что история троицы завершена и без всякого сиквела, к приключениям Труса, Балбеса и Бывалого режиссер больше не возвращался.