Как часто в новостях мелькают сообщения о том, что Голливуд берется за экранизацию очередного мирового бестселлера? Раз в месяц? В неделю? Такие новости приходят едва ли не каждый день. Студии буквально охотятся за молодыми и состоявшимися авторами и готовы приобретать права на киноадаптацию еще до появления романов в продаже. А что у нас? Мы изучили опыт отечественных экранизаций современной российской прозы и выявили, о чем лучше писать, если вы хотите увидеть своих литературных героев в кино
После распада СССР, тяжелых для всей экономики и культуры 90-х, завершившихся дефолтом, российский кинематограф не мог похвастаться частым контактом с литераторами, поэтому отсчет свой мы ведем с начала двухтысячных. Однако и здесь первого смелого шага пришлось ждать до 2002 года, когда на экраны вышел «Антикиллер» Егора Кончаловского. В основу криминального триллера лег роман 1995 года, написанный Данилом Корецким, полковником милиции в отставке, писателем и сценаристом. Еще не отошедший от «лихих девяностых» зритель горячо полюбил главного героя картины майора Коренева по кличке Лис, талантливо сыгранного Гошей Куценко, и потребовал продолжения. Год спустя на экраны вышел «Антикиллер 2: Антитеррор», а в 2009 году трилогия завершилась «Антикиллером Д.К.» Эльдара Салаватова. Увы, к третьей части бандитско-ментовский флер уже окончательно слетел с картины, и Лис был «успешно» тем же зрителем проигнорирован, с отечественным «Крепким орешком» отношения не сложились.
Если в 2002 году ментовская реальность еще была актуальна, то к 2004 году зрителям захотелось сказки. Да не простой – городского фэнтези. Впрочем, не будем наговаривать, зритель не особенно представлял, что это за жанр, а вот Тимур Бекмамбетов просчитал, что экранизация романа Сергея Лукьяненко «Ночной дозор» может получиться интересной. Наш будущий самый успешный голливудский резидент использовал в экранизации романа о битве незримых темных и светлых сил самые свежие спецэффектные решения и тем самым влюбил зрителей в свою картину. «Ночной дозор» стал одним из первых российских фильмов, шумно и довольно успешно прокатывавшихся за рубежом. Но это был лишь первый шаг – второй фильм, «Дневной дозор», стал большим событием в культурной жизни страны. Его премьеру сопровождала небывалая по тем временам рекламная кампания, бюджет составил астрономические по тем временам 4 миллиона долларов, а ажиотаж до и после фильма был такой, что «Дозоры» стали именем нарицательным.
В 2005 году с разницей в два месяца на экраны вышли две экранизации историческо-приключенческих произведений Бориса Акунина об Эрасте Фандорине. Джаник Файзиев взялся поставить «Турецкий гамбит» с Егором Бероевым в роли титулярного советника, сражающегося на полях русско-турецкой войны. Филипп Янковский же адаптировал для большого экрана «Статского советника», где титульного персонажа сыграл Олег Меньшиков. При равном бюджете вторая постановка явно выигрывала актерским ансамблем – партнерами Меньшикова выступили Никита Михалков, Константин Хабенский, Владимир Машков, Федор Бондарчук. Однако в кинотеатрах шпионский детектив Файзиева соперника разгромил в пух и прах – 18 миллионов долларов сборов против семи у конкурентов. Но больше всех выиграл в этой битве сам Борис Акунин – на долгое время он стал одним из популярнейших российских писателей, чьи книги сметали с прилавков в первые дни продаж.
Весной 2006 года российский кинематограф вновь повернулся лицом к современному литературному боевику – на экраны вышел боевик Андрея Кавуна «Охота на пиранью». В основу сценария лег роман Александра Бушкова из серии книг о приключениях Кирилла Мазура. Мазур является героем полутора десятков произведений автора, что делало серию источником потенциальной франшизы, однако на сегодняшний день о продолжении истории Мазура речи не ведется, что несколько странно – фильм был тепло принят и зрителями, и критиками, а исполнившие главные роли в картине Владимир Машков и Евгений Миронов стали настоящими суперзвездами.
Под занавес 2006 года свет увидел еще один необычный проект для нашего кино – экранизация фэнтезийного романа Марии Семеновой «Волкодав», написанного еще в 1995-м. Права на экранизацию книги были приобретены еще в начале 2000-х, но до производства картину довести не удавалось до тех пор, пока за сценарий и постановку не взялся Николай Лебедев. Итоговый продукт получился спорным: с одной стороны, картина стала одной из самых кассовых по итогам года, получила множество профессиональных призов и номинаций, а с другой – Лебедев настолько перекроил литературный первоисточник, что попал в немилость и автора романа, и его горячих поклонников. Герой серии книг о Серых Псах вернулся годом позже в телепостановке «Молодой Волкодав», но реанимация не принесла желаемого результата – все дальнейшие работы по переносу произведений Семеновой были остановлены.
Один из самых ярких писателей российской современности Виктор Пелевин не особенно рассчитывал на экранизацию своих произведений. Они во многом построены на аллегориях, галлюцинациях, размышлениях героев, трудно реализуемых языком кино. Тем не менее в конце 2006 года режиссер Виктор Гинзбург приступил к работе над лентой «Generation П». Работа эта оказалась куда более тяжелой, чем представлялось создателю, – финансирование велось из частных источников, что повлекло несколько остановок съемок из-за нехватки денег. Однако спустя почти пять лет, весной 2011 года, картина увидела свет и моментально стала источником не меньших споров, чем сам роман. Поклонники и противники Пелевина спорили с пеной у рта, насколько лента с Владимиром Епифанцевым в главной роли соответствует духу и букве романа. Приговор подписали зрители: в кинотеатр сходило около полумиллиона человек, не слишком много для культового писателя.
2012 год порадовал читателей двумя экранизациями военных или околовоенных книг. Сначала свет увидел «Шпион» – фантастический приключенческий фильм по «Шпионскому роману» Бориса Акунина, где действие разворачивается в идеализированной предвоенной Москве. Несмотря на яркую обертку, стремительный экшен и подбор актеров, фильм в прокате прошел без особой помпы, хотя и получил положительные оценки критиков. Месяц спустя на экраны вышел «Белый тигр» Карена Шахназарова – экранизация философско-мистической повести Ильи Бояшова «Танкист». Шахназаров кропотливо в течение трех с половиной лет воссоздавал танковые сражения, перемежая их размышлениями о сути войны. Зрители картину встретили с прохладцей, критики тоже особенно не рукоплескали, однако «Тигр» отправился бороться за «Оскар», правда, выбыл из борьбы еще на этапе лонг-листа.
Но не эти две ленты стали сенсацией 2012 года – настоящим событием и в кино, и чуть ранее в литературе стал «Духless» Сергея Минаева. Фильм, снятый по мотивам романа, вышедшего еще в 2006 году, стал картиной-открытием Московского международного кинофестиваля, где собрал массу восторженных отзывов. Оценил фильм и массовый зритель – лента продемонстрировала рекордные показатели стартовых сборов среди российских картин, продержавшись две недели на верхней строке бокс-офиса в жесткой конкуренции с голливудскими фильмами. «Двойной удар» Данилы Козловского «Шпионом» и «Духless’ом» сделал из него одну из главных российских звезд, а затем выписал ему и путевку в заокеанский кинематограф.
Текущий год стартовал с первого в российской киноистории фильма-катастрофы «Метро». В основу сценария лег второй роман из трилогии «Башня» – «Метро» – «Эпидемия» Дмитрия Сафонова. Картина хоть и пришлась по нраву зрителям и критикам, но была в пух и прах разгромлена работниками метрополитена, указывавшими на то, что количество ляпов, ошибок и простое непонимание принципов работы подземного транспорта превращают ленту в фарс. Это не помешало фильму сначала успешно пройти в отечественном прокате, а затем выйти на цифровых носителях во Франции под англоязычным названием Subwave – первым целиком продублированным на иностранный язык, включая надписи, титры и кадр с названием.
В самые ближайшие дни зрителей ждет последний на сегодняшний день продукт слияния современной отечественной литературы и кино – драма Александра Велединского «Географ глобус пропил», снятая по одноименному роману Алексея Иванова. Главную роль в картине исполнил Константин Хабенский. У вас еще есть время прочитать первоисточник, картина выйдет в прокат 7 ноября 2013 года, и еще одна страница в книге учета экранизаций будет перевернута.
Но это отнюдь не значит, что связь книг и фильмов будет разорвана, нет. Своей очереди в копилку сценариев ожидает роман Виктора Пелевина Empire V, повесть Бориса Акунина «Декоратор» уже заручилась поддержкой Данилы Козловского, готового стать новым Фандориным, не оставил надежд снять «Сумеречный дозор» по роману Луьяненко Тимур Бекмамбетов, да и произведения Иванова после удачи «Географа» вполне могут стать лакомым кусочком для кинематографистов. Есть в нашей литературе и прорыв – права на экранизацию постапокалиптического романа Дмитрия Глуховского «Метро 2033» приобрела знаменитая американская кинокомпания Metro-Goldwyn-Mayer. Значит, живы у нас и писатели, и режиссеры, и актеры. А зрители могут получать двойное удовольствие – и от чтения, и от просмотра.