Очередной банальный сюжет об одержимости – это не очень хорошо, и бойкий визуальный стиль создателя «Адреналина» фильм не спасает
Очередной банальный сюжет об одержимости – это не очень хорошо, и бойкий визуальный стиль создателя «Адреналина» фильм не спасает.
В свой очередной день рождения девушка по имени Анджела (Оливия Дадли) случайно обрезает палец ножом. Заботливый отец (Дугрэй Скотт) и ее ухажер Пит (Джон Патрик Амедори) отвозят ее в больницу, и с этого момента Анджела начинает меняться. Наблюдающий за ней священник, бывший солдат отец Лозано (Майкл Пенья), постепенно приходит к выводу, что девушка одержима, и обращается за помощью в Ватикан…
В Интернете гуляет небольшая запись, в которой отважный мужчина с камерой увлеченно гоняет на роликах за машинами, выделывая на ходу хитрые пируэты и ухитряясь все время оставаться в центре действия, одновременно снимая происходящее. Этот человек, если кто-то не знает, – Марк Невелдайн, половинка творческого дуэта «Тэйлор-Невелдайн», когда-то бодро заявившего о себе «Адреналином». Те времена давно прошли, последовавшие «Адреналин 2», «Геймер» и «Призрачный гонщик 2», мягко говоря, надежд не оправдали, так что дуэт распался – «Ватиканские записи» стал для Невелдайна дебютом в «сольной» режиссуре. И он, честно говоря, вряд ли остановит его падение.
Беда фильма в том, что это абсолютно шаблонная, «классическая» история о демонической одержимости, и брызжущий энергией Невелдайн, кажется, очень смутно представляет, что с этим делать. Экспрессивный, нахрапистый, «заряженный», Невелдайн такому фильму противопоказан – там, где надо тупо поставить камеру на штатив и выдерживать паузу, всматриваясь в темноту и нагнетая саспенс, режиссер экспериментирует с цветофильтрами и ищет необычные углы съемки. Получается стильный, визуально выразительный видеоклип, на который приятно посмотреть, но который абсолютно не пугает.
В то время как все режиссерское внимание уходит в «упаковку», сценарий «Ватиканских записей» трещит по швам особенно очевидно. Все это мы уже неоднократно видели – тут торчит «Омен», здесь попахивает «Изгоняющим дьявола», а вот это и это совсем недавно мелькало в «Последнем изгнании дьявола», «Обряде», «Одержимой» и «Руке дьявола». При этом какие-то важные куски повествования «глотаются», персонажи то и дело творят какие-то странные, необъяснимые вещи (поведение главного экзорциста в финальном обряде совершенно невменяемое), а пафос в картине совершенно неподходящего разлива. Это не академичный, «симфонический» пафос того же «Изгоняющего дьявола», а какой-то хулиганский, сюрреалистичный эксплойтейшен-пафос, когда чернокожий священник Джимон Хонсу весь фильм глаголет выспренние банальности, на заднем плане бродят звезды Б-боевиков 90-х Майкл Паре и Дэниел Бернхардт, а дважды в кадре в абсолютно ненужных сценах мелькает наш соотечественник, поп-певец Алексей Воробьев, записанный в титрах как Алекс Спэрроу (капитан Алекс Спэрроу!).
Нельзя сказать, что «Ватиканские записи» совершенно не цепляют. Фильм оставляет после себя какие-то обрывки эмоций и отдельные, особенно удачные планы (Анджела, сидящая в лучах света на чердаке, – очень эффектный кадр), а также представляет нам весьма небесталанную Оливию Дадли, которую совсем скоро мы увидим в очередном «Паранормальном явлении». Центральная роль в «Ватиканских записях» могла бы стать для нее переломной, но, кажется, не судьба – такой шаткий трамплин вряд ли отправит ее к вершинам голливудского олимпа.